Кого слушает президент

Виртуальный след школьников-террористов

Минобрнауки будет отслеживать, что пишут школьники, студенты и учителя в сети, в рамках борьбы с терроризмом

Елена Мухаметшина 17.04.2014, 20:32
РИА «Новости»

Очередные перемены ждут российские школы и вузы. Минобрнауки разработало постановление, которое направлено на защиту образовательных учреждений от террористов. В рамках такой работы образовательные учреждения должны будут следить за тем, что пишут преподаватели, школьники и студенты в интернете.

Проект постановления правительства «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» был выложен для общественного обсуждения, которое продлится две недели. Антитеррористическая деятельность школ будет основываться на анализе вероятных угроз для того или иного региона, сведений о «численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности» нарушителей и их целей.

Всех нарушителей поделят на внешних и внутренних. В свою очередь, внешние нарушители будут поделены на три типа в зависимости от численности террористической группировки. Внутренние нарушители, которыми могут стать сотрудники образовательных учреждений или сами школьники и студенты, обычно характеризуются «резким недовольством и озлобленностью по отношению к конкретным должностным лицам».

Они используют оружие и взрывчатку, участвуют в какой-либо террористической организации или экстремистской организации. И, конечно же, могут беспрепятственно проходить в учреждение, поскольку у них есть все необходимые документы.

Опасность террористической угрозы планируется оценивать по результатам анализа сайтов террористической и экстремистской направленности.

Также будут мониториться личные страницы школьников и учителей, сайты, форумы, блоги, сообщества в соцсетях, которые они посещают, чтобы они нигде не распространяли информацию «террористической и экстремистской направленности».

Постановление предписывает создание специальных сайтов, которые позволят «контролировать информационное пространство образовательной среды и ее содержание». С родителями будет проводиться «работа», чтобы их дети не вступали в экстремистские и террористические организации. В школах также будут устраивать информационно-пропагандистские мероприятия антитеррористической направленности. Со школьниками и персоналом планируется вести индивидуальную работу, которая позволит противодействовать идеям терроризма и экстремизма в образовательной среде. Все новые кадры будут проходить проверку — осуществлял ли тот или иной учитель ранее террористическую деятельность.

Кроме того,

правительство предлагает руководству школ, педагогическим советам, советам обучающихся и студентов заниматься выявлением признаков подготовки или совершения терактов. Всех людей, которые будут делать в школах ремонт, будут проверять на причастность к экстремизму и терроризму.

Будет устроен «периодический» осмотр всех чердачных помещений, автостоянок, проходных дворов на то, не готовит ли там кто-то теракт.

В постановлении правительства расписано, как должно осуществляться строительство учебного заведения, чтобы защитить его от терроризма. В частности, строительство всех объектов должно осуществляться после согласования проектов с МВД и другими органами. Также прописан порядок информирования всех, кто находится в образовательном учреждении, об угрозе теракта. Если школьник, студент, учитель, преподаватель узнали о готовящемся теракте, они должны сообщить информацию в МВД и другие органы.

Если они передают информацию о готовящемся теракте с помощью электронных средств связи, то они должны указать под сообщением свою электронно-цифровую подпись.

Один из основных моментов постановления предписывает разделение всех учебных заведений на категории в зависимости от степени потенциальной угрозы совершения на них терактов. Проводить деление по категориями будут представители управления образованием, МВД, ФСБ, специалисты пожарной безопасности. Они должны будут определить уязвимые места организации, провести оценку последствий теракта.

Относить к той или иной категории учреждения будут, основываясь на сведениях о ранее произошедших инцидентах (терактах) за последние пять лет. Также будет оцениваться степень угрозы: высшая (три-пять совершенных или предотвращенных терактов), средняя (не более двух терактов), низкая (не было ни одного случая).

Кроме того, будут учитываться возможные последствия теракта (количество тех, кто находится на объекте, кто может получить вред здоровью и погибнуть) и материальный ущерб.

Также в документе прописан комплекс мер по обеспечению антитеррористической защищенности. Этот пункт предполагает введение штатной должности замруководителя организации по безопасности образовательного процесса и возможность их переподготовки (такая должность в школах уже есть), привлечение подразделений МВД, которые смогут круглосуточно реагировать на угрозу, заключение договоров об охране с ЧОПами, установка систем видеонаблюдения. Необходимо будет оборудовать пункты охраны.

Также образовательным учреждениям нужно будет разработать паспорт безопасности организации, в котором были бы прописаны меры для контроля и оценки работы по антитеррористической защищенности. Большинство этих пунктов в школах действуют и сегодня. Контроль за антитеррористической деятельностью детских садов, вузов и школ будут осуществлять Минобрнауки, МВД и ФСБ.

Представители педагогического сообщества критически оценили такие инициативы.

«Совершенно неоправданно на школу пытаются возложить обязанности по предотвращению терроризма, экстремизма, которые должны лежать на правоохранительных органах,

— считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. — Это приведет к тому, что меньше времени будет уделяться учебе и воспитанию. Школы не должны и не имеют возможности заниматься такой деятельностью. Так что если пытаться понять логику авторов постановления, то это либо бюрократическая бессмысленность, чтобы продемонстрировать свою активность, либо, скорее, попытка поставить на учет всех сотрудников и учеников, нелояльных существующей власти».

По словам Демидова, сейчас в школе антитеррористическая деятельность проходит в формате лекций, где объясняют, что делать в случае захвата школы.

Разговоры о разработке подобного документа появились после того, как 3 февраля этого года как московский десятиклассник Сергей Гордеев взял в заложники своих одноклассников в школе №263. Во время происшествия школьник убил учителя географии и полицейского. Сейчас против него возбуждены уголовные дела по трем статьям: ст. 105 УК РФ (убийство), ст. 206 УК РФ (захват заложника), 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).