Кого слушает президент

«Москва может учиться на ошибках Пекина»

Профессор Пекинского института городского планирования о развитии Москвы и Пекина

Ирина Резник 03.12.2013, 08:36
Feng Fei

В Москве на этой неделе пройдет третий ежегодный Московский урбанистический форум, ключевая тема которого: «Мегаполисы: развитие за пределами центра». О своем взгляде на проблему развития периферийных территорий Москвы и Пекина «Газете.Ru» рассказала спикер форума, директор департамента городского планирования Пекина, профессор Пекинского муниципального института городского планирования и дизайна Фэнг Фей Фей.

— Госпожа Фэнг, какова цель вашего участия в форуме?

— Форум ориентирован на проблемы крупнейших мегаполисов мира. И я надеюсь перенять опыт решения этих проблем, чтобы применить его в Пекине. Кроме того,

когда-то Пекин строился, основываясь на градостроительных особенностях Москвы, многие здания в этих двух городах очень похожи,

поэтому особенно интересно прочувствовать их нынешние различия и сходства.

— Тот факт, что по ряду особенностей и исторической близости к Москве для сравнения с ней больше всего подошел бы Пекин, отмечают и российские эксперты. Моноцентричных городов большого размера в мире вообще немного. Но развитие Пекина в последние 20 лет, в особенности комплексное освоение окраинных районов (включающее транспорт и инфраструктуру), а также масштабы этого освоения совершенно несравнимы с тем, что происходит в Москве. В чем особенности и преимущества такого подхода?

Вид на окутанный смогом деловой квартал Пекина, 2013 год Jason Lee/Reuters
Вид на окутанный смогом деловой квартал Пекина, 2013 год

— После 1949 года направление пекинскому градостроительству задавали советские специалисты,

основной задачей было расширить древний город до размеров, соответствующих столице. Возможно, поэтому Москва и Пекин похожи: в каждом из них присутствуют кольца и лучевые линия метро и дорог. Но при этом пекинское расширение очень отличается от московского.

Во-первых, площадь Пекина составляет 16,41 тыс. кв. км, а его население насчитывает более чем 20 млн человек. Общая площадь центральной части города, в которой проживает 12,5 млн человек, — 1,085 тыс. кв. км. Кроме того, Пекин включает в себя 10 приграничных районов и 11 новых районов, население каждого из которых — около 1 млн человек. Хотя, конечно, плотность распределения населения уменьшается от центра к окраинам. И в центральной части, как и в Москве, из-за большого числа людей возникают транспортные проблемы, не хватает земли и т.д.

Во-вторых, кроме перечисленных районов в Пекине есть еще больше десяти примыкающих к городу маленьких городков с населением от 500 тыс. до 1 млн человек.

На расстоянии 100 км находится другой большой город центрального подчинения — Тяньзинь (население — 14 млн). И между этими городами постоянно происходит маятниковая миграция.

В Москве же находится 10% всех российских рабочих мест, 22% экономической сферы и 65% иностранного капитала.

То есть огромное количество ресурсов сосредоточено на 1,081 тыс. кв. км (площадь Москвы без присоединенных территорий). А среди всех городов в радиусе 100 км нет ни одного с населением больше 300 тыс. человек.

— Возможно ли использовать реализуемую в Пекине модель в других мегаполисах мира, или это чисто китайская практика? Что из пекинского опыта могло бы быть полезно для использования в Москве?

— Население Китая очень велико, поэтому перенаселение Пекина не так явственно, как перенаселение Москвы.

Но у этой проблемы есть три основных момента, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, с развитием близлежащих городов столица может избавиться от давления депрессивных регионов. Несмотря на то что в Китае много больших, притягивающих население городов, Пекин все же остается столицей. Стремится быть центром политики и культуры, одновременно стараясь охватить все отрасли экономики, что заставляет чувствовать близлежащие города отсталыми. Это притягивает в столицу все больше и больше народа.

Правда, Пекин уже много лет проводит политику, ограничивающую прирост населения за счет миграции, но данная политика плохо сказывается и на самом населении, и на развитии города.

Учитывая то, что в Москве существуют подобные проблемы, целесообразно было бы развивать подмосковные города. Территория Подмосковья очень большая, а население всего лишь немногим более 7 млн человек. Если развивать близлежащие к Москве города, притягивая людей туда, то давление на Москву спадет, а в Подмосковье появятся сильные центры.

Но для этого надо нарушить центристские амбиции столицы. Пекин сейчас старается двигаться в этом направлении.

Во-вторых, для мотивации к переселению из центра Пекин создавал в новых районах хорошую инфраструктуру и даже планировал, сколько людей сюда переселится. Однако по прошествии 20 лет мы видим, что новые районы действительно развились, но население в центре не уменьшилось, а, наоборот, постоянно увеличивается. Все потому, что крупные ресурсы остались в центре — правительственные здания, медицина, образование, торговые объекты. Инфраструктура новых районов не дотягивает до центра.

Поэтому население из центра не мигрирует на новые территории, туда переселяются люди из других провинций.

При этом большая часть вновь прибывшего населения тоже стремится в центр.

В Москве факторов, привлекающих население, намного больше, чем в Пекине. Поэтому следует расширять близлежащие города, делать их более привлекательными для мигрирующего населения.

В-третьих, расширение близлежащих городов вовсе не означает ограничение масштаба центра, более того, на мой взгляд, увеличение населения не является большой проблемой. Население — основа жизнедеятельности города. Огромное население Пекина внесло большой вклад в развитие города. Во время китайских праздников, когда его иногородние жители разъезжаются по домам, Пекину становится туго. Поэтому надо равномерно распределять ресурсы, повышать рентабельность использования городских площадей, улучшать работу транспорта.

То есть заставить город справляться с притоком населения, а не ограничивать его. Самый успешный пример в этом плане — Токио.

Вид на деловой квартал Пекина, 2012 год KonradS/Flickr.com
Вид на деловой квартал Пекина, 2012 год

— Удается ли Пекину при таком масштабном строительстве сохранять баланс территорий: жилых массивов, деловых кварталов, общественных пространств и пешеходной среды?

— Принцип многопрофильности территорий был выдвинут очень давно, в Пекине изначально старались сохранять баланс этих объектов. Однако это в теории, а на деле часто возникают проблемы.

В городе не хватает производственных площадей, транспорт перегружен. За пределами центра страдают сфера обслуживания и экономические объекты.

Это все ослабляет работоспособность населения, создает неравенство районов, усугубляет конкуренцию, вызывая миграцию и экономическое запустение некоторых районов.

Последние несколько лет Пекин старается стимулировать близлежащие города развиваться быстрее. Путем уменьшения давления на бизнес создаются условия для привлечения частных инвестиций, в том числе иностранных. Строится инфраструктура в отсталых районах, совершенствуются дороги, лучшие пекинские больницы, университеты и иные заведения открывают здесь свои филиалы.

Масштабные увеселительные заведения и парки в отдаленных районах также привлекают много людей.

Еще один немаловажный фактор — хорошая транспортная доступность отдаленных районов. Сегодня метро и железная дорога в Пекине совокупно насчитывают 456 км рельсовых дорог.

— Существуют ли в Пекине проблемы с участием общественности в городском планировании? В чем выражается это участие? Всегда ли удается найти компромисс между планами властей и мнением горожан?

— Участие населения в решении градостроительных вопросов началось в Пекине довольно поздно. Первая форма такого участия формально появилась в 1999 году, но само население об этом не знало. Обычно градостроительные планы разрабатываются и утверждаются и только потом обнародуются, поэтому горожанам сложно влиять на этот процесс.

Однако когда люди начали возмущаться сносом их домов, правительству пришлось к ним прислушиваться, устанавливать взаимодействие.

Сейчас существует множество форм такого взаимодействия населения с градостроительным комитетом — интернет-сервисы, горячая телефонная линия, приемные дни, пресс-конференции. Перед утверждением очередного плана вся информация о нем транслируется на официальном сайте комитета. При планировании больших объектов устраиваются публичные слушания. Третьей стороной в разрешении разногласий между градостроительным комитетом и населением выступают общественные организации.

Мнение жителей учитывается при строительстве транспортных объектов, мусороперерабатывающих и других грязных производств. Правительство заинтересовано в том, чтобы процесс расширения города проходил максимально безболезненно, представителей инициативных групп горожан даже направляют вместе со специалистами перенимать опыт за границей.

— Одна из самых острых проблем Пекина — экологическая. Как она решается?

Вид Пекина, 2000 год KonradS/Flickr.com
Вид Пекина, 2000 год

— В Пекине очень плохо с экологией: загрязнен воздух, вода, большая проблема с мусором.

Из-за этого многие иностранные компании предпочитают переезжать в более чистые провинции, не задерживаются надолго в Пекине туристы. Улучшить ситуацию могут только серьезные комплексные меры. После 1999 года за пределы центра города было выведено большинство промышленных объектов, а на оставшиеся были наложены серьезные ограничения. В настоящее время все грязные объекты строго контролируются.

В 2008 году правительство города выделило 10 млрд юаней для замены угольного отопления на электрическое в 300 тыс. домов. А население получает субсидии на использование электричества для отопления. Требования к автомобильному топливу поднялось до «евро-5». Чтобы сдерживать цены на общественный транспорт (0,4 юаня за наземный транспорт, 2 юаня — метро), правительство ежегодно выделяет 10 млрд юаней на субсидии транспорту.

Но несмотря на все эти меры, проблема так и не решена. Последние несколько лет воздух в городе очень грязный, не видно голубого неба, третью часть года над городом висит смог.

Не все автомобилисты подчиняются стандартам, не все предприятия следуют установленным правилам, отравляет атмосферу города и близлежащая промышленная провинция. Согласно статистике, такое состояние на 75,5% вызвано собственным загрязнением (22% вины приходится на автомобили, 16,7% — на уголь, 16,3% — на промышленность, 16% — на отходы инфраструктуры, 4,5% — на сельское хозяйство). Оставшаяся четверть загрязнений поступает из близлежащих районов.

Города вокруг Пекина являются отсталыми в плане экологической культуры: активно развивая промышленность, они не следуют стандартам охраны окружающей среды.

Так, в 2005 году из Пекина было выселено очень много сталелитейных заводов, к 2010 году все они разместились в радиусе 240 км от города и начали расширяться, уничтожая окружающую среду. По официальным данным, пять городов вокруг Пекина входят в десятку самых загрязненных городов Китая. Не особенно следят соседние города и за выбросами грязных веществ в воду. В столице сейчас много сил и средств уходит на новые очистные сооружения и технологии.

Но Пекин не может в одиночку справляться со всеми загрязнениями от близлежащей провинции.

— Возвращаясь к теме предстоящего форума, какую модель развития, на ваш взгляд, было бы наиболее целесообразно принять для Москвы: дальнейшее освоение центра города, развитие периферии или же загородных территорий, жители которых ездят на работу в Москву?

— Я думаю, что это не зависящие друг от друга пути развития. Притягивающая сила больших городов (особенно столиц) очень велика. Территории Москвы уже недостает для такого количества населения, поэтому ей следует расширяться. Но делать это надо очень осторожно.

Пекин однажды ради расширения территории повредил экологическую и культурную систему вокруг города.

Было поглощено и испорчено множество маленьких городков с богатой культурой и историей. Перед расширением города надо обязательно сначала позаботиться о сохранении микроклимата территорий, на которые оно приходится. Пекину сейчас уже не исправить эти ошибки, но Москва может учиться на них.