Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Дефицит здравоохранения

Минздрав ищет пути решения проблемы недофинансирования медицины

Ирина Резник 22.10.2013, 22:06
Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС

Большая часть региональных программ бесплатной медпомощи дефицитна, а сами они не соответствуют реальным потребностям, утверждает Счетная палата РФ. Существование проблемы недофинансирования отрасли признают уже все фракции Госдумы, включая «Единую Россию», опасающуюся роста недовольства населения. Минздрав обещает изыскивать внутренние резервы.

Большая часть региональных программ госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи дефицитна. Об этом заявил в ходе правительственного часа в Госдуме аудитор Счетной палаты РФ Александр Филиппенко. По его словам, совокупно программы около 50 регионов страны недофинансированы на 125 млрд руб. Кроме того, из-за предполагающейся значительной корректировки федерального бюджета в следующем году Минздрав получит на 26 млрд руб. меньше, чем в нынешнем.

При этом доля Фонда обязательного медстрахования (ФОМС) по-прежнему остается незначительной. Так, в соответствии с программой госгарантий, стоимость одного случая госпитализации складывается из 62 тыс. руб., полученных из регионального бюджета, и только 19 тыс. руб. за счет ФОМС, сообщил аудитор СП. И причина такой разницы, по его словам, неясна.

В результате в большинстве регионов основой планирования объемов медицинской помощи является не фактическая потребность в ней населения, а финансовая возможность региона и сложившаяся сеть учреждений здравоохранения.

Остается низкой и качество утвержденных программ, а уровень зарплаты медиков, по оперативным данным Росстата, в значительной части регионов не превышает 10 тыс. руб., утверждают в СП. «При необходимости привлечения кадров, обеспечить приток медиков в этих условиях проблематично. Хотя многие регионы были вынуждены сократить другие расходы, например по коммунальным платежам», — отмечает Филиппов.

Не справилась с поставленной задачей и реализовавшаяся в 2011–2012 годах программа модернизации здравоохранения, на которую в регионы было направлено 460 млрд руб., считают в СП.

Так, по данным Росстата за 2012 год, 45% зданий медорганизаций и 30% фельдшерско-акушерских пунктов на селе находятся в неудовлетворительном состоянии. Нуждается в обновлении около 35% медоборудования.

А продолжающееся сокращение коечного фонда «может создать риск сокращения оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи». (В проекте программы госгарантий норматив оказания стационарной помощи снижается в 2014 году на 7%).

Вкупе с сокращением финансирования федеральных медучреждений и перехода части видов высокотехнологичной помощи в категорию специализированной это может привести к росту платных услуг, констатирует СП.

Факт недофинансирования отрасли признали все фракции Госдумы, включая «Единую Россию». «Снижение финансирования из федерального бюджета должно компенсироваться за счет предполагаемого роста средств ФОМС, — заявил член фракции ЕР Николай Герасименко. – Но при риске недобора этих средств возможно снижение оказания высокотехнологичной помощи. Последние годы в стране отмечается снижение смертности за счет такой помощи и сокращения сроков ее ожидания. При нехватке средств обеспечить это будет трудно».

«Но самое главное – снижение этих видов медпомощи и увеличение сроков ожидания вызовет недовольство населения», — опасается единоросс.

Проблему страхования продолжил глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников (фракция ЛДПР). «Отсутствие эффективности страхования отметил уже президент, — заявил он. – Мы замыливаем проблемы финансирования, передав все в ФОМС и понимая, что никакого страхования в стране нет».

Страховые компании «ничего не страхуют, никому не платят и выполняют исключительно роль посредников», считают и во фракции КПРФ. «Их доходы составляют штрафы, накладываемые на больницы, — заявил коммунист Куликов. – В этом году собрано 21 млрд руб. таких штрафов. А еще 25 млрд руб. составила комиссия за якобы оказываемую ими помощь. На зарплату медикам ничего не остается. Неудивительно, что идет их вымывание из бедных регионов».

По словам коммуниста Анатолия Локтя, в системе здравоохранения все больше проявляются перекосы в оплате труда. По его мнению, самым разумным был бы возврат к начислению зарплаты врачу, исходя из реального числа обслуженных пациентов.

Между тем действующая система пришла именно на смену применявшихся ранее валовых показателей – койко-дня и посещения в поликлинике. «Финансовая эффективность системы здравоохранения во многом определяется и способами оплаты медицинской помощи, — сообщила депутатам министр здравоохранения Вероника Скворцова. — В 2012 году впервые совместно со Всемирным банком разработаны и с 2013 года внедряются наиболее эффективные способы оплаты, ориентированные на результат: в стационарах – по клинико-статистическим группам, в амбулаторных условиях – по законченному случаю лечения».

При этом, если экстраполировать уже полученную в пилотных регионах экономию ресурсов на всю страну, можно ожидать, что объем «высвободившихся и перераспределяемых внутри системы средств» составит не менее 60 млрд руб. в год.

Впрочем, в Минздраве готовы заняться корректировкой системы оплаты труда.

В настоящий момент, напомнила министр, базовый оклад составляет только 40% зарплаты, а 60% приходится на стимулирующие выплаты. «Средняя зарплата в отрасли повышается. Однако это именно средняя, а вариативность зарплат огромная. К такой разнице приводит фактор субъективизма и на уровне региона, и на уровне конкретного учреждения», — признала Скворцова. По словам министра, уже начата совместная с Рострудом работа по пересмотру методики начисления зарплаты. В частности, планируется внедрение временных норм и увеличение базового оклада до 60%.

Что касается выживания отрасли в целом, то на этот раз Скворцова не стала поднимать и так очевидную всем тему необходимости увеличения финансирования, а сосредоточилась на внутренних резервах.

Так, по ее словам, «для повышения финансовой эффективности реализации программы начата поэтапная реструктуризация объемов медицинской помощи внутри системы». В 2013 году впервые введены нормативы профилактической, неотложной и паллиативной медицинской помощи, а также «сделан акцент на развитие дневных стационаров, что позволяет концентрировать наши усилия на этих важных ресурсосберегающих направлениях». Реструктуризация стационарной помощи подразумевает прежде всего не сокращение коечного фонда, а его оптимизацию, пояснила министр. За счет интенсификации работы коек острого периода, они будут высвобождаться и перепрофилироваться в койки для долечивания и реабилитации.

«По расчетам, в результате реструктуризации объем высвобождающихся и перераспределяемых в системе средств составит за три года не менее 103 млрд руб., что позволит без привлечения значительных дополнительных ресурсов развивать такое важное направление, как медицинская реабилитация», — рассказала Скворцова.

Снизить расходы государства на содержание медучреждений поможет участие в программе госгарантий частных клиник, считает министр. «За период с 2010 года более чем в два раза увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС – с 600 до 1251 в этом году (это уже 14,7% от общего количества). А на 2014 год уже зарегистрировано 1 655 частных организаций (17%)».