«Мы находимся по одну сторону баррикад»

Экономия правительства на здравоохранении может обернуться для пациентов катастрофой

Ирина Резник 08.10.2013, 21:58
«Бюджетный маневр» Минфина в области здравоохранения обернется стагнацией отрасли и катастрофой для... Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС
«Бюджетный маневр» Минфина в области здравоохранения обернется стагнацией отрасли и катастрофой для миллионов пациентов

«Бюджетный маневр» Минфина в области здравоохранения обернется стагнацией отрасли и катастрофой для миллионов пациентов, предупреждают эксперты. Проект трехлетнего бюджета РФ предусматривает сокращение к 2016 году расходов федеральной казны на 34% и перекладывание нагрузки на и без того дефицитные региональные бюджеты. Пациентские и профессиональные медицинские организации обещают спорить о конкретных цифрах до последнего.

Во вторник в РИА «Новости» прошел мультимедийный «круглый стол», посвященный снижению расходов на здравоохранение. В подготовленном Минфином проекте федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов планируется значительное снижение федеральных расходов на здравоохранение. Как предполагают в правительстве, это сокращение будет компенсироваться из бюджетов субъектов РФ и не скажется на качестве медпомощи и лекарственном обеспечения. Собравшиеся за круглым столом эксперты оптимизма в отношении предлагаемого Минфином «бюджетного маневра» — повышения эффективности бюджетных расходов, то есть экономии, без снижения объемов и качества госуслуг — не проявили.

По мнению представителей пациентских и врачебных организаций, обществу следует консолидироваться, чтобы не допустить превращения подобного проекта бюджета в закон. «Я благодарен пациентскому сообществу за инициативу совместно поднять проблему финансирования здравоохранения, — заявил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. — Мы находимся по одну сторону баррикад.

Гарантированная Конституцией бесплатная медицинская помощь должна выражаться в программе госгарантий. Но если эта программа недофинансируется на значительную сумму, то как же тогда быть с Конституцией?»

По словам Рошаля, понятно, что если объем российского бюджета сопоставим с бюджетом двух штатов США, нельзя сравнивать абсолютные расходы стран на здравоохранение. Но есть еще и относительный показатель – доля расходов на здравоохранение в ВВП. И если на сегодняшний день эта доля составляет 3,7% (вдвое меньше, чем в развитых странах), то, по прогнозам Минфина, к 2016 году этот показатель должен снизиться до 2,6%, напомнил Рошаль.

По мнению председателя профильной комиссии Общественной палаты РФ, директора Научно-клинического центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства Николая Дайхеса, споры о конкретных бюджетных цифрах «будут идти до последнего». «В этом году активно обсуждались планы по снижению расходов на высокотехнологичную медпомощь (ВМП), — рассказал он. — Это одна из главных расходных частей в бюджете здравоохранения, и если бы ее не удалось отстоять — была бы катастрофа. Вторая задача — не допустить снижения расходов на первичное звено».

Однако тенденции сейчас как раз обратные: перекладывая нагрузку на субъекты РФ, большинство из которых имеют дефицитные бюджеты, а губернаторы озабочены не здравоохранением, а латанием дыр, трудно рассчитывать на то, что регионы выдержат даже сегодняшнюю планку, считает эксперт.

Неоткуда будет взять дополнительные деньги и Фонду обязательного медстрахования (ОМС), роста налоговых поступлений в который также не предвидится. «В отрасли остается очень тяжелая ситуация с кадрами, — напомнил Дайхес. — А также с материальной базой медучреждений. Если по оснащению за последние годы многие вопросы были решены, то уровень самих больниц, объемы необходимого капремонта и нового строительства — все это проблемы региона».

Председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения «Движение против рака» Николай Дронов напомнил основные цифры опубликованного на сайте Минфина проекта основных направлений бюджетной политики. «Как видно из таблицы 6.1 «Структура и динамика расходов», в 2014 году из федерального бюджета планируется выделить 515 млрд руб., а в 2016 году уже только 360 млрд руб., снижение составит 34%, — отметил Дронов. — И мы боимся, что из-за отсутствия транзакций в регионы они не смогут выполнить возложенные на них обязательства. А значит, возникнут проблемы у региональных льготников. В частности, у онкологических больных, лекарственное обеспечение которых является региональной функцией.

И тут неизбежны очаги социальной напряженности, которые никому не нужны».

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев также напомнил, что миллионы жизней зависят от адекватного лекарственного обеспечения. «И это уже не абстрактные цифры, а вопрос жизни и смерти. А наиболее эффективны все-таки федеральные программы лекарственного обеспечения», — считает Жулев.

Кроме того, эксперт отметил неэффективность недофинансированных региональных программ госгарантий и не покрывающих расходы медучреждений тарифов ОМС. «Нам объясняют, что если объединить планируемые расходы федерального и региональных бюджетов и фонда ОМС, то в абсолютных цифрах снижения не будет, — заявил он. — Но все знаем, что тарифы ОМС и сегодня не покрывают реальных затрат. А в дальнейшем планируется переложить на ФОМС и высокотехнологичную медпомощь. А это мы рассматриваем как минимум как стагнацию».

Так можно перечеркнуть все успехи предыдущих лет, достигнутые в области ВМП, уверены эксперты.

По словам Дронова, на модернизацию здравоохранения были выделены колоссальные инвестиции (460 млрд руб. из федерального бюджета и 700 млрд руб. в целом). Но все это новое оборудование требует содержания, и сбавлять темпы финансирования никак нельзя. То же самое касается федеральных медицинских центров, которых также хотят сбросить с федерального финансирования. «Федеральные центры — это кладезь опыта, которому должна быть экстраполяция на всю страну, но переведи их на ОМС — и они очень быстро сравняются с ЦРБ какого-нибудь поселка», — заявил Дронов.

Плановые показатели межбюджетных трансфертов демонстрируют резкое падение расходов федерального бюджета на программы ОМС, отметили эксперты. «В 2014 году это 7,5 млрд руб., а в 2015 году — уже 1 млрд руб. Где возьмет ФОМС средства, чтобы возместить выпадающие доходы? На работодателей их не переложишь — уйдут в тень. И это наиболее тревожное место. На сегодняшний день только 17 региональных программ из 83 являются бездефицитными, все остальные требуют ресурсной поддержки. Без такой поддержки снижение доступности и качества медпомощи неизбежно».

Во Всероссийском союзе пациентов опасаются также, что «бюджетный маневр» обернется расширением платных медицинских услуг.

«Мы знаем, как это происходит в регионах, — заявил Жулев. — Сейчас под предлогом неких общих тенденций экономии бюджета пациентам будут активно предлагать платить за услуги, включенные в программу госгарантий. Мы будем сопротивляться всеми силами против необоснованного расширения коммерческих услуг. Под коллективным письмом Владимиру Путину поставили подписи представители более 30 общественных организаций и благотворительных фондов, озабоченных проектами Минфина и их возможными последствиями».

По словам Жулева, от того, удастся ли сегодня отстоять финансирование отрасли, зависит будущее отечественного здравоохранения. «Это переломный момент, и мы должны консолидироваться. Призываю всех к активному обсуждению закона о бюджете», — заявил он. По словам Дайхеса, в защиту бюджета здравоохранения выступает Общественная палата РФ и Министерство здравоохранения. «Сегодня, слава богу, Минздрав являет человеческое лицо и желание общаться с обществом, — заявил он. — Министерство первым создало общественный совет, в который вошли пациентские организации, реально влияющие на принятие решений. Надеюсь, что когда-нибудь общественный совет будет создан и при Минфине и в него войдут не кинозвезды, а те, кому не безразлично финансирование бюджетной сферы».