Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Абитуриентов ориентируют на баллы

Массовые нарушения на ЕГЭ не повлияли на качество поступления в вузы, говорят в НИУ ВШЭ и в Минобрнауки

Российские вузы повысили проходной балл, но никакой катастрофы из-за многочисленных нарушений на ЕГЭ при приеме в вуз не произошло. Основная причина роста среднего балла в том, что выпускники лучше освоили тестовую форму сдачи ЕГЭ. Об этом ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил на презентации результатов анализа среднего балла абитуриентов, зачисленных в вузы. По его словам, средний балл ЕГЭ поступивших вырос на 3,5 балла по сравнению с прошлым годом. Однако в 2012 году средний балл ЕГЭ в сравнении с 2011 годом увеличился лишь на 0,5.

Высшая школа экономики по заказу Общественной палаты подготовила мониторинг результатов средних баллов абитуриентов, которые в этом году поступили в государственные вузы на бюджетные места. Мониторинг был проведен в рамках проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию». Проводился он по информации, которая доступна на сайтах вузов, а также по информации, которую вузы предоставляют университетам. Всего были проанализированы результаты 471 государственного вуза. Только два вуза не предоставили на сайтах свою информацию — это Якутская государственная сельхозакадемия и Саратовская государственная юридическая академия.

Особенностью мониторинга является то, что измеряют качество аудитории. Считается средний балл ЕГЭ у зачисленных по всем параметрам — по конкурсу, по льготам, у абитуриентов, проходящих по целевому приему, и олимпиадников. Смысл рейтинга в том, что абитуриенты 2014 года смогут ориентироваться на эти средние баллы, чтобы понять, какой вуз им по силам и куда следует отдавать документы при поступлении.

«У абитуриентов существенно вырос балл ЕГЭ: он увеличился на 3,5 балла. Это меньше, чем ожидали мои коллеги, которые говорили, что он вырастит на 10–15 баллов. Это означает, что никакой катастрофы с тем, что были массовые нарушения на ЕГЭ, мы не наблюдаем», — отметил Ярослав Кузьминов. Однако ректоры вузов, с которыми беседовала «Газета.Ru», отмечали 10–15-балльный прирост по трем предметам, которые необходимы для поступления в вуз. Так и произошло. Однако, по мнению ректора ВШЭ, в первую очередь (на три четверти) выпускники адаптировались к тестовой форме сдачи ЕГЭ. И только одна четверть из этого прироста в 3,5 балла — это результат списывания.

В прошлом году средний балл, который был высчитан в рамках этого исследования, повысился по сравнению с 2011 годом всего лишь на 0,5 балла, тогда как в этом году — уже 3,5. На вопрос «Газеты.Ru» действительно ли Кузьминов верит, что такой рост мог произойти в основном за счет того, что школьники приспособились к тестовой форме экзамена, он ответил, что такое мнение сложилось у независимых экспертов, опрошенных в рамках исследования.

Кузьминов заметил, что некоторые из этих экспертов выступают жестко против ЕГЭ.

Министр образования и науки, присутствовавший на презентации, напомнил, что в 2010 году обновились контрольно-измерительные материалы, возник открытый банк заданий ЕГЭ по математике, что создало более благоприятные условия для подготовки. Ливанов отметил, что они и дальше будут продолжать идти по этому пути и сделают банк заданий открытым по всем предметам, когда будет наработано достаточное количество вариантов.

Вузы, которые в этом году существенно повысили средний балл ЕГЭ, — это МИФИ (на 8,8 балла), Московский городской психолого-педагогический университет (8,4), Алтайский государственный медицинский университет (8,3), МИСиС (7,3) и другие вузы.

Топ-5 вузов по качеству приема с приемом более 300 абитуриентов на бюджетные места: МГИМО (средний балл 95,6), МФТИ (93,1), НИУ ВШЭ (89), Санкт-Петербургский государственные медицинский университет им. Павлова (88,6) и МГУ (88,1).

Во всех этих вузах средний балл вырос по сравнению с 2012 годом примерно на три пункта. Только петербургский вуз показал пятибалльный прирост. Среди вузов, где набор меньше 300 человек, высокий средний балл ЕГЭ показали Всероссийская академия внешней торговли, Госинститут русского языка им. Пушкина, Нижегородский лингвистический университет им. Добролюбова.

Ярослав Кузьминов отметил, что в топ-25 вузов вошло одиннадцать медицинских, что говорит о возрождении медицинского образования в России. «Такое рода доверие к медицинской карьере — очень обнадеживающий признак», — считает Кузьминов.

Среди направлений подготовки самые высокие баллы у медицинских вузов, далее идут социально-экономические, гуманитарные, архитектурные, классические университеты и технические вузы. Самые низкие средние баллы ЕГЭ, как и в прошлом году, остаются в педагогических и аграрных вузах. Среди социально-экономических и гуманитарных специальностей самыми качественными по приему являются международные отношения, теория искусств, востоковедение и африканистика — средний балл выше 84 баллов. В то же время технические специальности отстают от гуманитарных на 10 баллов. Средний балл по самой популярной технической специальности — нефтегазовому делу — составляет всего 73,9 балла.

«Во-первых, перераспределение бюджетных мест в этом году — сокращение по социально-экономическим специальностям и увеличение по техническим — не оказало никакого воздействия на качество приема. Во-вторых, студенты прежде всего выбирают университет, а не направление. Им важнее поступить в МГУ, в МГИМО, чем выбрать конкретное направление», — рассказал Кузьминов. Он привел в пример ВШЭ и МГУ. Оказалось, что в эти вузы на философские факультеты поступают разные студенты. Поэтому такое распределение означает, что в первую очередь поступают именно в Вышку или МГУ, а не на философию. Просто одной из своих специальностей в качестве отписки выбирают философию (абитуриенты могут подать заявления на поступление в пять вузов, по трем направлениям в каждом).

«Качество вуза составляет три компонента: качество студенческой аудитории, которая приходит туда, качество ученых, которые их учат, и качество выпускников вузов. Первый и второй факторы мы начали измерять, пока не хватает измерения качества выпуска», — рассказал Кузьминов.

По его словам, им удалось договориться с Федеральной налоговой службой о том, что она будет делать выборки для подобного исследования, а НИУ ВШЭ совместно с МГУ и РАНХиГС начнут вести работу над пилотным проектом оценки качества выпуска. Он будет рассчитываться по среднему доходу, который в течение пяти лет после окончания вуза получают выпускники.

Министр Дмитрий Ливанов отметил, что для ведомства данные по качеству приема в вузы важны по нескольким причинам. Во-первых, министерство хочет таким образом оценить усилия, которые приложили вузы к повышению качества набора. Эти результаты используются как один из критериев при проведении мониторинга эффективности вузов. Во-вторых, таким образом отслеживаются предпочтения выпускников школ, что создает заинтересованность работодателей в тех или иных специальностях, которые пока востребованы недостаточно.

По словам министра, со следующего года ведомство еще не будет вводить портфолио и учитывать средний балл аттестата, потому что пока вузы к этому не готовы. «Принципиальная позиция состоит в том, чтобы до начала соответствующего учебного года все правила поступления были известны. Сейчас мы пока не пришли к согласию, как именно учитывать портфолио и средний балл аттестата. В том числе и потому, что разные школы имеют разные шкалы для оценки знаний. Но в ближайшие месяцы мы это обсуждение завершим. И к 2015 году будут учитываться внеучебные достижения школьников и другие факторы», — сказал министр.

Ливанов также сказал, что министерство беспокоит низкий балл ЕГЭ по техническим специальностям, поэтому ведомство сейчас будет создавать специальные меры по поддержке талантливых детей в выборе технических наук. В качестве примера он привел программу поддержки кадров для оборонно-промышленного комплекса, которая будет запущена со следующего года. Для этих студентов будет обеспечена повышенная стипендия, оплата переезда к месту практики и другие меры.

В свою очередь, Российский союз ректоров представил первый олимпиадный рейтинг школ: в первой десятке лучших только московские школы. Первое место заняла школа № 57, у которой 412 победителей и призеров олимпиад, дальше идут СУНЦ им. Колмогорова (316 дипломантов), лицей «Вторая школа» (277 дипломантов), два лицея при МГТУ им. Баумана — № 1581 (206 дипломантов) и № 1580 (201 дипломант). Из 22 603 дипломантов олимпиад 6082 человека учатся в московских школах. Школы других регионов, у которых более 100 дипломантов: петербургский лицей № 239, красноярская школа № 144, новокузнецкий лицей № 84, кировский экономико-правовой лицей.

Новости и материалы
В Омске на производстве начался пожар
Две трети россиян сталкивались с попытками украсть их аккаунты в сети
Израиль атаковал объекты «Хезболлы» в Ливане
В ХАМАС заявили, что Израиль уничтожил недостаточно боевого потенциала движения
Макрона раскритиковали за пустые слова об украинском конфликте
Экс-игрок «Спартака» о бывшем футболисте команды: для него забронирован котел в аду
В Британии считают, что американские деньги не помогут Киеву вернуть территории
Матвиенко высказалась о возможности «закрытия» России
Apple обвинили в производстве товаров из «незаконно добываемых» ископаемых
Совфед предложит кабмину меры по улучшению ситуации с демографией
Жена поймала мужа с любовницей и прострелила ему ногу
«Ашан» уведомил Минпромторг, что не собирается уходить из России
Haval представит в России новый внедорожник H9
Осужденного за пьяное вождение мигранта задержали в здании суда как уклониста
Семак о поражении «Зенита» от «Рубина»: сопернику улыбнулась удача
Лерчек решила продать дом размером с торговый центр из-за развода
Матвиенко рассказала об отношении Путина к выполнению соцобязательств
Стало известно, во сколько обойдется аренда дачи на лето в Подмосковье
Все новости