Подушевые издержки школьных слияний

Очередное объединение столичных школ обернулось родительско-педагогическим бунтом

Ирина Резник 22.08.2013, 22:03
Здание московской школы 363 в Алымовом переулке «Яндекс.Панорамы»
Здание московской школы 363 в Алымовом переулке

Накануне нового учебного года в Москве вновь обостряется ситуация с объединением школ. В центре образования № 363 на востоке столицы сложилось двоевластие: старый управляющий совет, распущенный за несогласие на слияние с еще одной школой и двумя детскими садами, заявляет о нелегитимности нового. В окружном управлении образования говорят, что документов на объединение не поступало, а воду мутит группа родителей, которые «не выражают общего мнения».

В четверг у центра образования № 363 в районе Богородское на востоке столицы собралась группа родителей, протестующих против объединения со школой № 1294 и двумя детскими садами — № 413 и № 381. Как рассказали граждане, они пришли на встречу с лидером «Яблока» Сергеем Митрохиным, который «единственный, кто откликнулся» на их обращение.

Однако на территорию школы ни родителей, ни Митрохина не пустили — здание школы оцепила полиция, а охрана заблокировала не только вход, но и калитку в заборе.

Правда, директор пообещала политику, что выйдет пообщаться с ним после окончания проводимого ею совещания.

Как рассказали собравшиеся, о планах по слиянию стало известно после перевода директора школы № 1294 Людмилы Салониной на аналогичную должность в школу № 363 в ноябре 2012 года. «Избранный в октябре 2012 года управляющий совет школы, обеспокоенный планами по объединению, обращался в городской департамент образования, в Министерство образования и даже к президенту, но ответа не последовало. Зато по указанию нового директора в марте был распущен сам совет и избран новый, на выборы которого нас не пустили — в голосовании приняли участие 19 специально отобранных родителей. И этот фиктивный совет на объединение согласился», — рассказала «Газете.Ru» председатель старого совета Оксана Лежепекова.

По ее словам, протокол заседания совета от 18 апреля 2013 года появился на сайте школы только летом. Как следует из этого документа, по итогам голосования было принято решение: «Начать объединение с детскими садами № 413, 381 и ГБОУ СОШ № 1294». «Мы официально сообщили в канцелярию школы о встрече с Митрохиным и пригласили на нее директора, — рассказала Лежепекова. — Однако именно на это время директор назначила совещание, чтобы собрать в школе недовольных объединением школ учителей и удерживать их там».

По словам самих учителей, о предстоящем совещании их оповестили в понедельник, объяснив необходимость его проведения тем, что на педсовет, назначенный на 26 августа, вынесено очень много вопросов. При этом, как рассказала «Газете.Ru» учитель английского языка Елена Осокина, охрана под страхом увольнения получила устный приказ никого в школу не пускать, когда приедет Митрохин.

«Учителей после совещания выводил охранник, который тут же запирал школу на ключ. Причем выходили мы с территории школы не через центральные ворота, а через те, в которые обычно заезжают машины с продуктами. Все были в шоке», — рассказала Осокина.

Что до самого совещания, то на нем, по ее словам, учителям «разъяснили», что объединение нужно прежде всего им самим и школе, которая без этого «не выживет».

«При этом директор официально заявила, что этого не будет, поскольку никто не хочет с нами объединяться, — рассказала Осокина. — Отказ принять в школе Митрохина директор объяснила указанием окружного управления на то, что это будет расценено как предвыборная агитация».

По словам учителя географии Александра Преснова, сегодня судьба объединения школ «зависла в воздухе», хотя директор СОШ № 363 с самого начала стремилась к этому. По его словам, придя в школу, Салонина сотрудничала с управляющим советом, но, не найдя поддержки планам по объединению, распустила его под предлогом нарушений в ходе выборов.

Что до «выживаемости», то, по мнению Преснова, обе школы в финансовом плане являются самодостаточными и вполне себя окупают (после введения подушевого финансирования вопрос существования встал перед малокомплектными школами). «Нецелесообразно такое объединение еще и потому, что наши школы территориально разобщены — расстояние между ними составляет около 1 км, — считает Преснов. — Тем более что, как разъяснял в июне мэр Сергей Собянин, изначально речь шла об объединении небольших школ, разделенных общим забором».

По словам педагога, в объединении ему видится лишь конъюнктурный интерес директора, желающего возглавить крупный образовательный комплекс, а также рвение чиновников окружного управления образования, не желающих быть в аутсайдерах.

«Наш директор как-то цитировала нам руководителя окружного управления Татьяну Банчукову, призывавшую к форсированию процесса, поскольку округ отстает в вопросах объединения образовательных учреждений, хотя на сегодняшний день из 450 с лишним их и так уже осталось лишь 254. Но мы сами никаких директивных установок из уст окружного начальства не слышали: все демократично и в русле заявленной добровольности», — рассказал Преснов.

По завершении совещания директор школы сообщила Митрохину, что на сегодняшний день «вопрос о слиянии на повестке не стоит». От комментариев «Газете.Ru» Салонина отказалась.

Как сообщила «Газете.Ru» начальник Восточного окружного управления образования департамента образования города Москвы Татьяна Банчукова, с 1 сентября школы начнут работать в обычном режиме.

«Я официально заявляю, что документов на объединение ни от одной, ни от другой школы не поступало, — заявила она. — И никаких изменений в районе Богородское нет. Школьные коллективы работают спокойно, у них сейчас много дел, но связаны они не с реорганизаций, а с подготовкой к новому учебному году. А проблема заключается в группе родителей, которые не выражают общего мнения».

Перевод Салониной из одной школы в другую Банчукова объяснила тем, что, поскольку прежний директор школы № 363 была осенью уволена, потребовался новый сильный руководитель. А школу № 1294 возглавила ее завуч (пока перед ее должностью сохраняется приставка «и.о.») Ольга Александрова. Кстати, сама Александрова сообщила Митрохину, что управляющий совет ее школы вопрос объединения даже не рассматривал.

По словам Митрохина, в ближайшее время он отправит обращение в Следственный комитет с требованием «расследовать махинации со сменой состава управляющего совета школы № 363 и выяснить законность принятия решения о слиянии школ». «Это типичная ситуация для Москвы — одна дирекция у нескольких школ позволяет сократить расходы, — заявил Митрохин. — И в большинстве случаев удается заморочить голову родителям и заставить молчать под угрозой увольнения учителей.

Но здесь чиновники натолкнулись на реальное сопротивление. И, возможно, будет создан очень важный прецедент, когда родительская и педагогическая общественность возьмут ситуацию под свой контроль.

В ближайшее время старый управляющий совет планирует собраться, чтобы поставить три вопроса: о нелегитимности нового совета, о несогласии на объединение и об отставке директора школы».

Скандалы, связанные со слиянием образовательных учреждений, не утихали весь прошлый учебный год. Объединенные в целях рентабельности учреждения лишались не только юридического лица и собственной бухгалтерии, но и права распоряжаться своей судьбой. Чиновники легко перетасовывали детей, высвобождая здания для более насущных нужд, например решения задачи обеспечения детсадами.

Причем во всех случаях объединение подавалось как акт совершенно добровольный, ни в одном документе департамента образования об этом не сказано ни слова.

А проходившие в городе «пилотные» проекты были связаны с введенным на федеральном уровне «подушевым финансированием». Борьба за учеников и идущим за ними финансированием обернулась в итоге перегруженностью классов и детсадовских групп и сокращением педагогов. Тем не менее «пилот» был признан успешным, и в Москве пошли еще дальше по пути «оптимизации» отрасли. Как сообщал ранее на заседании правительства руководитель департамента образования Исаак Калина, в итоге объединения школ на 37% сократился административно-управленческий аппарат, а зарплата учителей увеличилась на 41%.

К результатам создания образовательных комплексов руководитель департамента отнес также повышение качества образования, «формирование единой культурно-образовательной среды микрорайона, консолидирующей его жителей», «расширение возможностей выбора образовательных услуг и программ» и даже «снижение уровня асоциальных проявлений» со стороны детей и подростков. Кроме того, по данным департамента, итогом двух последних лет стал «рост уровня удовлетворенности населения оказываемыми образовательными услугами».

Вызванное потребностями времени объединение школ необходимо не только для экономии средств, но и для создания нормальной образовательной среды — у учеников появляется больше возможностей выбора разных образовательных профилей и программ, считает Калина.

Исполнительный директор региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» Алексей Головань в свою очередь считает недопустимым объединение в многотысячные «холдинги» школ, тем более тех, что являются разными по своей сути.

«Совершенно непонятно, на чем основано происходящее в Москве объединение школ, — говорит эксперт. — Оно не мотивировано интересами детей, мне кажется, что это делается исключительно с точки зрения экономии средств, и не более того. Но это как раз тот случай, когда не надо экономить. Эта ситуация не обсуждалась со специалистами, с экспертами. У нас в последнее время принято не слушать возражений и ни с кем не советоваться, начальник принял решение — и на этом все».