Сочи 2014: чужие здесь не ездят

Жителям Сочи прописали правила жизни и передвижения на время проведения Олимпиады

Тегик Ватульянц (Сочи) 21.08.2013, 19:48
Владимир Путин подписал указ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период... Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС
Владимир Путин подписал указ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи»

Президент Путин подписал указ, регламентирующий правила безопасности в Сочи на период проведения Олимпиады. В течение более чем двух месяцев в город будет запрещен въезд постороннего транспорта без спецпропусков, а сама столица Игр — поделена на зоны с разной степенью допуска. Жители Сочи признают, что новые правила создадут им множество проблем, но не паникуют — все давно знали, что этого не избежать.

Владимир Путин подписал указ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи». Согласно тексту документа, размещенному на официальном интернет-портале правовой информации, особый режим будет действовать на курорте с 7 января по 21 марта 2013 года.

На это время в Сочи будет запрещен въезд любого транспорта, кроме железнодорожного, транспорта экстренных служб и автомобилей, зарегистрированных в Сочи или имеющих аккредитацию. Также указом определены контролируемые зоны — перечень мест, куда можно будет попасть только после общения с полицией и иными обеспечивающими безопасность структурами. А вокруг олимпийских объектов выделят так называемые запретные зоны, в которых согласно указу исключается всякое нахождение, кроме как по служебной надобности.

Согласно прилагаемому к указу подробному, с указанием десятков географических ориентиров, описанию запретной зоны, она не очень сильно затрагивает собственно побережье. Главным образом ее площадь охватывает удаленные от моря территории, и на значительном протяжении граница зоны особого олимпийского контроля совпадает с границей Карачаево-Черкесии.

Зона запрета на въезд транспорта также получается внушительной: указом запрещается пропуск автомобилей без спецпропусков на территорию всего Большого Сочи. А она по площади сопоставима с Москвой: в состав муниципального образования города-курорта входит Сочинский национальный парк, практически незаселенный, но обширный.

В Сочи по побережью ведет всего одна автодорога – трасса М27, и максимально приблизиться к олимпийским объектам по ней можно только до поста ГАИ «Магри», который расположен за 130 км от прибрежного кластера. А собственно спортивные арены Сочи никогда не были сильно доступными.

В частности, туристам, рискнувшим отправиться на экскурсии «Сочи Олимпийский», которые последнее время предлагаются большинством местных турагентств, приходится довольствоваться снимками строек с большого расстояния и из-за решеток оград. А КПП «Олимпстроя» перед Олимпийским парком уже с момента старта строительства поражали своей фундаментальностью и основательностью проверок.

Болельщикам установленные президентским указом правила безопасности пока особых проблем не обещают. Система усиленного контроля за посетителями олимпийских объектов уже испытана на зрителях тестовых соревнований этого года.

Среди прочего тогда было апробировано и применение «паспорта болельщика», моментально прозванного «фан-аусвайс».

Президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко объясняет такое нововведение не только требованиями безопасности, но и элементарным удобством. «Для меня это новшество — пропуск в цивилизованный мир болельщика, — говорит он. — Получив «паспорт болельщика», представляющий собой аккредитацию, человек получает право доступа на все олимпийские объекты через схемы покупки и обмена билетов. Данная карта к тому же даст возможность получать дополнительные сервисы, и не просто навигационные».

С самого начала предполагалось, что проверять болельщиков, желающих попасть на олимпийские объекты, будет ФСБ, и многие опасались очередей и бюрократической волокиты. Но пока проблем с получением «паспортов болельщика» у обладателей билетов на соревнования практически не возникало.

Куда больше проблем президентский указ может создать самим сочинцам, а также жителям близлежащих населенных пунктов, которые приезжают туда на работу. Пока совершенно не понятно, что власти в рамках установленных правил будут делать с частным автотранспортом.

Дело в том, что Сочи является одним из самых автомобилизированных городов России. По данным местной ГИБДД, на тысячу жителей здесь приходится почти 450 единиц автотранспорта. И эта статистика охватывает далеко не весь моторный потенциал города.

У огромного числа людей, приезжающих в Сочи на работу или живущих не по месту прописки, транспорт зарегистрирован в других населенных пунктах. Кроме того, многие местные жители ездят на машинах с абхазскими номерами, купленных в соседнем регионе по доверенности.

Учитывая особенности географического расположения Сочи, это дает неплохую выгоду.

До границы – рукой подать, а растаможка иномарок, в первую очередь пользующихся особым спросом внедорожников, обходится в Абхазии в разы дешевле, чем в России. Еще один плюс абхазских номеров: даже если нарушение ПДД зафиксировано сотрудником ДПС или видеорегистратором, особой возможности взыскать с нарушителя штраф у российской полиции нет.

Неудобство владения такими автомобилями лишь одно: раз в два месяца необходимо пересечь границу с Абхазией. Делаются это обычно через контрольно-пропускной пункт в поселке Веселое Адлерского района. Указ же четко предписывает резко ограничить пользование этим КПП. В результате сотни дорогих машин окажутся в Сочи вне закона, а оставить их на территории дружественного государства проблематично, поскольку надолго оставленные без присмотра машины там потом найти бывает сложно.

Справедливости ради надо признать, что местные власти давно готовят сочинцев к ограничениям по пользованию личным автотранспортом.

Еще год назад глава города Анатолий Пахомов объявил о разработке новой схемы движения в Сочи, согласно которой практически весь центр курорта станет пешеходным. Предполагается, что личные авто люди будут оставлять на перехватывающих парковках, а далее следовать на автобусах кольцевого маршрута.

В конце прошлой недели оперативным штабом под председательством замминистра транспорта РФ Николая Асаула с участием гендиректора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Андрея Жукова был утвержден комплексный план организации 13 перехватывающих парковок на олимпийский и постолимпийские периоды. Предполагается, что в общей сложности они будут рассчитаны на 6,5 тыс. машино-мест. Правда, почти сразу выяснилось, что эти цифры включают не только вновь создаваемые паркинги, но и уже существующие стоянки торговых центров.

Мэр города неоднократно призывал сочинцев «менять ментальность» и активнее пересаживаться на автобусы, однако пока эти призывы должного эффекта не возымели.

При этом властям удалось взять верх в войне с курящими за рулем водителями автобусов и маршрутных такси: помогла установка в салонах объявлений с телефонными номерами чиновников, по которым пассажиров призывали отправлять SMS-сообщения о таких вопиющих случаях.

Однако кондиционеры в городских автобусах и маршрутках так и не появились. А нежелание путешествовать без них по самому жаркому и влажному городу страны одной ментальностью не объяснишь.

Кроме того, надо учитывать, что в центре сосредоточена практически вся деловая активность главного курорта страны: от администрации до банков. И сложно представить, что сотрудники муниципалитета и других учреждений – а в олимпийском Сочи соотношение чиновников к «простым жителям» намного выше, чем в других городах России — массово пойдут на работу пешком или воспользуются автобусом. Не менее экзотично будут смотреться в маршрутках и бизнесмены, чьи офисы также почти все попали в «пешеходную» зону.

Дискредитирует идею автобусных пассажирских перевозок и тот факт, что в Сочи в принципе отсутствует система срочных проездных билетов: на данный момент в городе оплата по-прежнему производится наличными и только водителю без какой-либо альтернативы.

Существуют льготные проездные для части пенсионеров, но ни школьники, ни студенты скидок на проезд не получают, а введения проездных на месяц, квартал или год в Сочи нет пока даже в планах.

Тем не менее с ноября этого года Минтранс планирует начать вводить в городе новую транспортную схему, которая предполагает передачу основного потока пассажиров железнодорожному транспорту и существенное увеличение числа автобусных маршрутов, подвозящих людей к вокзалам.

Согласно этим расчетам, с 1 ноября в Сочи «перейдет на рельсы» 30% общего объема пассажирских перевозок, а к 7 февраля – открытию сочинских Игр — схема должна заработать на полную мощность.

Уже известны и цены поездок. Краевые структуры утвердили тариф на уровне 14 рублей за одну зону на маршруте Сочи – Адлер – Олимпийский парк – Аэропорт – Красная Поляна.

Ждут новшества, как сообщил Николай Асул, и водителей личного автотранспорта. Для них внесут изменения в ПДД и повышенные штрафы за несоблюдение этих правил. «5 тыс. рублей — за выезд на олимпийские полосы, 3 тыс. рублей — за въезд в город (поскольку будет действовать запрет для иногороднего транспорта) и 3 тыс. рублей — за нарушение правил парковки», — разъяснил замминистра транспорта.

Сами сочинцы, впрочем, пока к грядущим ограничениям относятся без особых эмоций. В городе давно привыкли к разнообразным предолимпийским инициативам, и для большинства указ президента стал просто подтверждением того, что «все и так знали».