Прозрачность ЕГЭ оценили на «отлично»

Рособрнадзор отрицает, что утечки заданий могли стать причиной повышения результатов ЕГЭ почти по всем предметам

Елена Мухаметшина 28.06.2013, 21:19
Артем Геодакян/ИТАР-ТАСС

Рособрнадзор объявил предварительные итоги ЕГЭ. По его данным, статистические нарушения, которые в этом году произошли из-за утечек заданий по ЕГЭ, никак не повлияли на результаты экзамена в целом. Виновными в нарушениях на госэкзаменах в этом году были названы ученики, учителя и руководители местных органов образования, но не сотрудники самого Рособрнадзора.

Пока можно говорить только о предварительных результатах единого госэкзамена, однако они вряд ли существенно изменятся после объявления результатов резервных дней основной волны ЕГЭ и обработки результатов апелляций. «За эту экзаменационную кампанию не было ничего такого, что могло бы поставить под сомнение достоверность результатов ЕГЭ в целом по стране. ЕГЭ становится с каждый годом все более и более прозрачной процедурой», — сообщил в пятницу на пресс-конференции начальник управления оценки качества образования Евгений Семченко.

Всего в экзамене, по его словам, участвовали 754 776 выпускников, которые сдали 2 888 104 экзамена. Экзамен проходил в России в 6575 пунктах проведения. Организаторами ЕГЭ стали более 300 тыс. человек по всей стране. За процедурой сдачи следили 35 489 наблюдателей.

«Сложно назвать еще одну процедуру в жизни граждан, в которой участвовало бы такое большое количество общественных наблюдателей, кроме выборов», — сказал Семченко. В нынешнем году учителя тоже сравнивали ЕГЭ с процедурой выборов, однако они критерием схожести называли нечестность при проведении обеих процедур.

Самыми популярными предметами у школьников уже который год являются обществознание, физика, химия, история, востребованность которых объясняется тем, что они чаще всего необходимы для поступления в вузы. В 2013 году 320 тыс. выпускников сдавали по четыре экзамена, 300 тыс. — по три экзамена, 85 тыс. — по два экзамена (школьники, которые не планируют поступать в вузы).

По предварительным данным, 16 635 выпускников (2,24% от всех сдающих) не смогут получить аттестаты, поскольку не сдали экзамен по обязательным предметам — русскому языку и математике.

Школьники подали 82 тыс. апелляций, большинство из которых касаются результатов экзамена, а не процедуры проведения ЕГЭ. 20% апелляций были удовлетворены.

«Субъекты РФ справились с процедурой сдачи экзамена, он прошел в правильном, беспроблемном режиме в отличие от прошлых лет, — заявил директор Федерального центра тестирования Сергей Тимофеев. — В этом году пришлось перенести экзамен только в одном пункте: в школе отключили свет, а электрики не успели попасть в пункт проведения экзамена, потому что туда можно было добраться только на лодке». Не помешали сдаче экзамена ни ураган, прошедший накануне ЕГЭ в Липецкой области, ни взрывы боеприпасов на полигоне под Самарой, с гордостью отметили эксперты. Однако ни в одном пункте сдача ЕГЭ не была отменена из-за того, что у школьников на руках экзаменационные задания оказались заранее.

Евгений Семченко считает правомерным сравнивать появление заданий по ЕГЭ в сети заранее со сдачей сессии в вузах: «Все знают, что ни от одного преподавателя студенты не отстанут, пока за месяц до экзамена или зачета не получат всего перечня вопросов. Это абсолютно естественная ситуация».

Директор Федерального института педагогических измерений Сергей Тимофеев рассказал, что школьники не очень хорошо отвечали на «творческие задания, те, где нужно поразмыслить, написать эссе»: «Некоторые ляпы заставляют задуматься, зачем ребенок идет сдавать ЕГЭ по обществознанию, если он не знает, что такое Госдума».

«Задания составлены так, чтобы можно было понять, что знают школьники и что они должны знать лучше. В ЕГЭ по математике проблемы вызывают задачи по геометрии и практикоориентированные задания, — говорит глава комиссии разработчиков заданий для ЕГЭ по математике Иван Ященко. — В частности, задание в части B, когда по реальной инструкции к лекарству нужно было рассчитать необходимое количество таблеток для разведения в бутылочке для годовалого ребенка, — с ним не справилось в разы больше ребят, чем со стандартными уравнениями. Один из ответов был 31 500 таблеток. Это задание не выполнили 150 тысяч выпускников».

Эксперт объясняет это проблемами в системе математического образования, которые связаны с тем, что учащиеся получают большой запас формальных знаний и натаскиваются на выполнение конкретных заданий по алгебре, не умея прочитать текст.

По словам Ивана Ященко, именно на результаты по математике повлияла утечка заданий в интернет до экзамена. На 5–6% возросло количество участников, которые набрали средние баллы за экзамен по математике в этом году. Количество школьников, которые существенно улучшили свой результат по математике в диапазоне высоких баллов (от 80 и выше), составляет 1–2%.

Рособрнадзор пока представил только данные о количестве школьников, которые не преодолели минимальную границу необходимых баллов. Только по трем предметам результаты нынешнего года хуже, чем в прошлом: по математике 9,6% выпускников не набрали минимально необходимое количество баллов (в 2012 году — 4,5%), по испанскому языку — 1,1% (0,9%), по географии — 12% (8,4%).

Зато по всем остальным предметам порог преодолели больше выпускников, чем в прошлом году. По русскому языку не преодолели минимальный порог 2,8% школьников (в 2012 году — 3,7%), по обществознанию — 4,4% (5,8%), по физике — 8,7% (13,5%), по биологии — 6,4% (8%), по истории — 8,9% (12,3%), по химии — 5,7% (12,3%), по информатике — 7,3% (11,8%), по английскому языку — 1,4% (3,3%), по немецкому языку — 2,6% (3,4%), по французскому языку — 0,4% (1,1%), по литературе — 3,9% (4,8%). Однако, по словам представителей Рособрнадзора, рост количества преодолевших минимальный рубеж связан с тем, что ЕГЭ перешел в «штатный режим», а не с тем, что задания утекли в сеть заранее.

Напомним, что первоначально ведомство вообще не хотело признавать утечки заданий ЕГЭ, говоря, что эта проблема «инициируется и искусственно поддерживается теми, кто ежегодно в период проведения государственных экзаменов наживается на теме ЕГЭ, использует этот безотказный прием в качестве рекламного хода для «раскрутки» своих ресурсов и извлечения прибыли».

В этом году были проведены региональные перепроверки работ, результаты которых вызывают сомнения. В основном это касалось высокобалльных работ. Особо Рособрнадзор иронично отметил Дагестан: «прекрасной» была названа организации сдачи и перепроверок ЕГЭ в этом регионе.

В ходе выборочной перепроверки работ за идентичные ответы в части С были аннулированы 442 работы по обществознанию, 140 работ по химии, 458 работ по биологии. Сколько работ были аннулированы по обязательным предметам, Семченко не сказал.

В результате нарушений в Дагестане собираются уволить 31 человека, в частности, 10 начальников управления образования, 9 специалистов органов управления образованием регионального и муниципального уровней, 12 директоров школ.

Об увольнении региональных чиновников, которые не смогли честно провести процедуру сдачи ЕГЭ, говорил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Вероятно, отставки ждут еще и чиновников из Брянской области. В одном Брянске 74 выпускника стали стобалльниками по ЕГЭ. В Брянской области, кстати, каждый седьмой выпускник стал медалистом. Об удивительном росте качества образования в четверг перед вице-премьером Ольгой Голодец, по словам Евгения Семченко, отчитывался вице-губернатор области Александр Касацкий.

«Он объяснял успехи по биологии и химии большим интересом детей к этим предметам. Если регион не может внятно объяснить, чем вызваны высокие результаты, то к ним у федерального центра еще больше вопросов», — говорит Семченко. Сейчас проходят перепроверки результатов ЕГЭ по 10 предметам в Брянской области. Кроме того, регионами — лидерами по перепроверкам стали Калмыкия, где будут проверены результаты по восьми предметам, а также Ставропольский край, где перепроверят высокобалльные работы по семи предметам.

Всего же перепроверку федеральными экспертами пройдут 4 тыс. подозрительных работ из разных регионов. На сегодняшний день уже проверено 1824 работы, из них 823 работы имели какие-либо замечания. В 11,07% случаев текст решения совпал с другой работой, в 6,86% работ оказалась завышена оценка на четыре и более баллов, в 1,32% работ было дословное совпадение фрагментов решения с текстом критерия оценивания, которые полагаются экспертам при проверке работ.

Несуществующее задание было оценено в 0,6% работ, наличие записей решения другим почерком обнаружено в 0,6% работ и выполнение одного или нескольких заданий другого варианта — в 0,44% работ.

«Если организаторы в регионах жестко следят за экзаменом, то утечка заданий на результаты ЕГЭ никак повлиять не может. Мы отслеживаем все ситуации, когда организаторы наплевательски относились к своим обязанностям и позволяли пользоваться участникам экзамена и шпаргалками, и мобильными телефонами», — заявил Семченко. По его словам, у каждого бланка заданий по ЕГЭ есть свой индивидуальный номер, кроме того, на всей поверхности листа нанесены значки, что по части листа позволяет понять, чья эта работа. Кроме того, в 2013 году была введена невидимая защита, о которой, правда, Семченко не рассказал подробнее.

«В этом году мы идентифицировали работы 138 участников ЕГЭ из 45 субъектов. Особо «отличившиеся» регионы — Башкирия, Московская и Ростовская области.

У всех выпускников, которые выложили свои варианты в сеть, были аннулированы результаты. А те, кто размещал контрольно-измерительные материалы по русскому языку или математике, были лишены аттестата», — рассказывает Семченко.

По его словам, с момента размещения контрольно-измерительных материалов (КИМ) в сети до идентификации школьника, который это сделал, проходит от 30 минут до часа, поэтому даже удавалось выгонять таких школьников с экзаменов.

Один из журналистов, присутствовавших на встрече с представителями Рособрнадзора, принес с собой контрольно-измерительные материалы по литературе и математике, которые оказались у него от учеников школы в ЦАО Москвы. Варианты были без каких-либо опознавательных знаков — треугольничков, кружочков, волшебных чипов и прочих мер защиты.

Задания по литературе попали в распоряжение учеников за два дня до экзамена, по математике — за неделю. Материалы распространялись по почте и через файлообменники, а не социальные сети. Совпадение с тестами оказалось стопроцентное. Школьники того класса, в распоряжении которого оказались эти варианты, подготовились по ним к экзаменам и сдали, в частности, математику на «очень хорошо».

На вопрос, откуда взялись КИМы без опознавательных знаков до экзамена, в частности, не из Рособрнадзора ли, ответа получено не было.

Правда, Семченко сказал, что ни один сотрудник Рособрназдора за все годы проведения экзамена не имел на руках бланки заданий ЕГЭ.