Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«Неэффективные и нереализуемые меры»

Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект о «резиновых квартирах»

Варвара Петренко, Екатерина Винокурова 15.02.2013, 19:59
Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект о «резиновых квартирах» Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС
Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект о «резиновых квартирах»

Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект о «резиновых квартирах», вводящий многотысячные штрафы, а также уголовную ответственность за нарушение правил регистрационного учета российских граждан и миграционного учета иностранцев. Больнее всего будущий закон ударит по испытывающим разного рода жилищные проблемы россиянам, не достигнув заявленных целей, отмечают эксперты.

Госдума в пятницу одобрила в первом чтении президентский законопроект о так называемых резиновых квартирах. Законопроект № 200753-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит поправки в закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации», Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушения (КоАП).

Представляли законопроект депутатам полпред президента в Госдуме Гарри Минх и глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. Минх напомнил, что собственники жилья часто злоупотребляют своими правами, регистрируют на своей жилплощади десятки не проживающих там человек, что «создает существенную социальную нагрузку и проблемы с охраной правопорядка». В пояснительной записке приводится информация о более чем 6,4 тыс. адресов, по которым в 2011 году зарегистрировались почти 300 тыс. человек. Плигин отметил, что граждане давно ожидали адекватных и эффективных мер, направленных на наведение порядка в этой сфере.

Законопроектом предлагается ужесточить ответственность, вплоть до введения уголовной, за нарушение правил регистрационного учета граждан по месту жительства, а также миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Также по новым правилам россиян обяжут регистрироваться по месту пребывания: приехав в другой город, любой гражданин будет обязан в течение 90 дней встать на регистрационный учет в ближайшем отделении ФМС. В том случае, если он сам этого не сделал, уведомление в миграционную службу должен подать собственник квартиры, в которой остановился приезжий.

Будущий закон ударит по так называемым внутренним мигрантам, переезжающим в другие регионы на временное или постоянное проживание: в Кодекс об административных правонарушениях предлагается ввести дополнительную статью о наказании россиянина за проживание без регистрации, а также владельца жилья, допустившего это.

Съемщика предлагается штрафовать на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, собственника жилья — от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, а юридических лиц — от 250 тыс. до 750 тыс. рублей. В том случае, если правонарушение зафиксировано в Москве или Санкт-Петербурге, штрафы будут больше: от 3 тыс. до 5 тыс. рублей для граждан, от 5 тыс. до 7 тыс. рублей для собственников жилья и от 300 тыс. до 800 тыс. рублей для юрлиц.

Теоретически гражданина, сдавшего квартиру семье из четырех человек, могут оштрафовать один раз, а могут четыре (если считать по количеству жильцов) или даже восемь (если привлекут к ответственности еще и за неуведомление органов регистрационного учета).

В закон «О праве граждан на свободу передвижения» вносится новая статья, закрепляющая понятие «фиктивной регистрации». Под таковой подразумевается регистрация на основании «заведомо недостоверных (ложных) сведений и документов». В случае с постановкой на учет иностранцев фиктивной будет считаться та прописка, которая оформляется без намерения жить в помещении либо без намерения собственника предоставлять свое помещение для проживания. Если ФМС посчитает, что съемщик оформляет фиктивную прописку, то ведомство будет иметь право отказать в регистрации.

За оформление фиктивной регистрации устанавливается уголовная ответственность.

Предлагается штрафовать нарушителя на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. рублей либо наказывать принудительными работами на срок до трех лет и даже сажать на такой же срок в колонию. По каким критериям будет приниматься решение о том, что претендент на регистрацию не намерен проживать в квартире, в поправках не говорится. Непонятно и то, как проверить, намерен ли собственник реально предоставлять жилье постороннему.

Ужесточая ответственность собственников жилья, авторы законопроекта никак не позаботились о том, чтобы защитить их от мошенничества и злоупотреблений должностных лиц, регистрирующих посторонних людей в их квартирах без ведома владельцев. Более того, добросовестным собственникам еще придется доказывать, что они стали жертвами мошенников, а не сознательно пошли на организацию «резиновых квартир». На вопрос депутата фракции КПРФ Алексея Корниенко о том, сможет ли законопроект пресечь деятельность мошеннических фирм, оказывающих регистрационные услуги, Минх ответил, что санкции за такую деятельность уже имеются в действующем законодательстве.

При обсуждении закона депутаты высказывали, по сути, одинаковые возражения, касающиеся того, что фактически россиян приравнивают к мигрантам.

Вопросы задавали только представители думской оппозиции. «Поступает много обращений, касающихся этого закона в отношении россиян. У людей регулярно бывают ситуации, когда на некоторое время приходится переехать: заболел родственник, родился внук. По новому закону это непроживание по месту регистрации», — заметила депутат от «Справедливой России» Галина Хованская. «Все понимают, что главная проблема — это не регистрация россиян, а проблема мигрантов. Надо штрафовать не россиян, которые к себе прописывают родственников, а тех, кто прописывает к себе мигрантов. Да и самих мигрантов, которые идут на такую регистрацию», — вторила ей коллега по партии Светлана Горячева.

В ответ Плигин пообещал, что закон будет доработан так, чтобы, к примеру, граждане, прописанные в одной квартире, а проживающие в другой с супругом, не несли за это административной или иной ответственности.

Кроме того, в ходе обсуждения проекта выяснилось, что власть предполагает, что выявлять нарушения будут бдительные соседи. «Кто будет определять, проживает человек в квартире или нет? Участковый? Соседи?» — поинтересовался Корниенко. «Будут работать органы внутренних дел, участковые, которые должны иметь хорошие контакты с населением на своей территории. Но также будут работать по заявлениям от соседей», — отвечал Минх.

Председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, представитель ЛДПР Ярослав Нилов отметил, что одних только штрафов за незаконную регистрацию для борьбы с нелегальными мигрантами мало, а именно это, а не борьба за институт прописки для россиян должно являться целью закона. Наконец, справедливоросс Дмитрий Гудков отметил, что, пока жива коррупция в ФМС и МВД, по факту закон работать не будет. На что Минх возразил, что нельзя огульно обвинять правоохранительные органы.

«Единую Россию», впрочем, все устраивало, и, несмотря на имеющиеся возражения, закон в первом чтении был благополучно принят. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин, комментируя журналистам законопроект, заявил, что считает ужесточение обоснованным. По его словам, из-за «резиновых квартир» искажается миграционный учет, бюджеты недополучают налоги, возникает база для коррупции и «иных криминальных рисков».

Пока депутаты обсуждали законопроект о «резиновых квартирах», у Госдумы проходили пикеты против его принятия.

Протестующие против законопроекта активисты движения «Прописке.Нет» устроили акцию, установив у входа в здание плакат с текстом «Свобода передвижения? Нет, не слышал». Участники акции раздавали листовки, в которых перечисляются меры ответственности за нарушение закона, а также говорится о том, что сам этот закон нарушает Конституцию.

Ранее законопроект раскритиковали в президентском совете по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Подписавшие заключение эксперты комиссии совета по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений считают, что регистрационный учет не может быть разрешительным, приводить к ограничению конституционного права на выбор места жительства и не должен использоваться в качестве средства регулирования миграции. «Полагаем, что правильные цели по аннулированию «резиновых домов» планируется достичь неправильными средствами. Люди идут в эти «резиновые дома», потому что они не могут официально зарегистрироваться», — заявил в ходе посвященной обсуждению законопроекта пресс-конференции глава комиссии по миграционной политике СПЧ Евгений Бобров.

По мнению эксперта, предлагаемые законопроекты — это «неэффективные и нереализуемые меры, следствием которых станет лишь всплеск коррупции за непривлечение к усиленной ответственности, прежде всего из-за отсутствия надлежащих жилищно-бытовых условий, вынужденное оформление «фиктивной» регистрации и проживание у родственников». А цель предлагаемых законопроектов — борьба с «резиновыми домами», в которых регистрируются прежде всего трудовые мигранты, — не достигается даже «путем грубейшего нарушения конституционных прав законопослушных россиян». Поскольку регистрация не является «ни средством предотвращения перезаселенности жилых помещений, ни средством контроля за созданием работодателем бытовых условий своим работникам».

Характерно, что законопроект распространяется прежде всего на граждан Российской Федерации, отмечают эксперты СПЧ.

Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков также полагает, что реальная цель законопроекта не борьба с «резиновыми домами», а ужесточение контроля за людьми. «Поправки нарушают закрепленное в Конституции право на свободное передвижение: по сути, ты подпадаешь под подозрение, если не сообщил властям о себе в течение трех месяцев, — говорит Чиков. — Я взрослый человек и не понимаю, почему я должен отчитываться о том, в какой части страны я нахожусь больше 90 дней».

Ликвидировать рынок фиктивной регистрации и разрешить искусственно созданную проблему ее «отсутствия» удастся, лишь отделив регистрацию от жилья и жилищных прав и нормативов, а также сократив до минимума перечень требуемых документов и исключив любые основания для отказа в регистрации, считают в СПЧ. Поэтому эксперты предлагают законодателям либо сохранить институт регистрационного учета в неизменном виде, либо упростить его. В настоящий момент комиссией совета разработан упрощенный механизм регистрационного учета российских граждан. Как отмечают авторы идеи, по сравнению с существующим новый механизм является действительно уведомительным, и при этом достигается полнота и достоверность регистрационного учета. Законопроект будет направлен президенту, поскольку сам СПЧ не обладает правом законодательной инициативы.