На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Преступление против нацизма

Во Владимирской области возбуждено уголовное дело в разжигании ненависти по отношению к националистам

Во Владимирской области возбуждено уголовное дело за разжигание розни к социальной группе «скинхеды». Следователи усмотрели признаки экстремизма в фильме антифашиста Андрея Иванова, где леворадикальные музыканты рассказывают о творчестве, а активисты — об идеологии. Правозащитники указывают, что применение антиэкстремистских законов к антифашистам — тенденция времени.

Следователи Владимирской области возбудили уголовное дело в отношении московского антифашиста Андрея Иванова. Как сообщается на официальном сайте Следственного управления Следственного комитета по Владимирской области (СУ СК), Иванов обвиняется в разжигании розни к социальной группе «скинхеды» (ч. 1 ст. 282 УК). Оперативники Владимира усмотрели признаки уголовного преступления в двухчасовом фильме Иванова об антифашистах. Документальный фильм под названием «Российские скинхеды-антифашисты» 19 июля был показан в одном из клубов Владимира.

После показа, как рассказал «Газете.Ru» сам Иванов, его задержали сотрудники полиции и доставили в одно из отделений Владимира. «Меня повезли на экспертизу, проверять на алкоголь и наркотики. Ничего не нашли, потом привезли в отделение полиции. Там продержали всю ночь, на вопросы, за что я задержан, не отвечали. Утром повезли в управление Следственного комитета по Владимирской области, где уже предъявили обвинение. Что мой фильм якобы содержит экстремизм», — рассказал антифашист. По его словам, сами следователи не могли объяснить суть обвинений и не понимали, почему фильм про скинхедов может разжигать рознь против скинхедов.

«Тем не менее на меня морально давили, требовали сознаться и обещали, что в этом случае у меня будет штраф. Адвокат, которого мне предоставили, говорили то же самое», — отмечает Иванов.

По его словам, следователи ссылались на некую экспертизу, признавшую фильм экстремистским. «После допроса в Следственном комитете меня повезли в уголовный розыск, там меня уже расспрашивали сотрудники центра Э. Интересовались московскими антифашистами — Шкобарем, Сократом (оба сейчас находятся в московских СИЗО. — «Газета.Ru»). После этого мы сели в полицейскую машину — это была «Приора» — и поехали в Москву, чтобы провести обыск. Они у меня изъяли исходники фильма, а компьютер оставили. А потом они уехали», — отметил Иванов.

Более чем двухчасовой фильм антифашиста, который следователи называют роликом, по их мнению, содержит «факты негативной оценки сторонников националистических взглядов, пропагандирующей неполноценность граждан по признаку их принадлежности к социальной группе». Сам фильм состоит из нарезок выступлений леворадикальных музыкальных групп и интервью с активистами: музыканты рассказывают о своем творчестве, а активисты объясняют свою идеологию.

Адвокат Иванова Светлана Сидоркина отмечает, что обвинение строится на выводах экспертно-криминалистической экспертизы, которую проводили специалисты криминалистического центра УМВД Владимирской области и о которой рассказывал антифашист.

О содержании этого документа Сидоркина рассказать не смогла — она пояснила «Газете.Ru», что еще не успела с ним ознакомиться. «Но, с моей точки зрения, экстремизма в этом фильме нет. В нем подробно рассказывается о том, что такое антифашизм: автор фильма просто рассказывает зрителям о существовании определенного социального течения, и все», — отметила Сидоркина.

Она подчеркивает, что в ее практике еще не встречались дела, которые строятся на обвинении в разжигании розни к националистам, хотя правоприменение по ст. 282 УК (возбуждение розни либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) в России за время существования этого уголовного состава толковалось крайне широко. «Сейчас главное, чтобы свое мнение высказали специалисты, который должны дать беспристрастный психолого-лингвистический анализ фильма Андрея Иванова. Мы ищем экспертов и намерены впоследствии предоставить итоги независимой экспертизы суду», — сказал Сидоркина. Она затруднилась сказать, что могло послужить истинным мотивом для возбуждения дела со столь неочевидной формулировкой, но предполагает, что оперативники владимирского центра Э таким образом хотят напомнить о своем существовании.

В УМВД Владимирской области отказались комментировать ситуацию вокруг Андрея Иванова. «Комментарии по этому делу вправе давать только Следственный комитет», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе областной полиции. В СУ СК дать комментарий тоже не смогли. «Все, что следователь разрешил сообщить, было опубликовано на сайте Следственного комитета. Ничего больше мы рассказать не можем. Мы рассказали про это дело только потому, что в СМИ появились соответствующие сообщения. При этом обвинения пока никому не предъявлены: идет следствие, проводятся необходимые экспертизы», — отметили в пресс-службе СУ СК.

Андрей Иванов не первый антифашист, который проходит по «экстремистским» статьям УК.

В последнее время одинаковые по сути и стилистике обвинения предъявлены как минимум нескольким леворадикалам как в Москве, так и в регионах. В столице уже больше года содержится в СИЗО антифашист Игорь Харченко: он обвиняется по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (участие в деятельности экстремистского сообщества). Помимо этого Харченко обвиняется в умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК) и хулиганстве (ст. 213 УК). По версии следствия, в июне 2010 года возле клуба 1 Rock Харченко вместе с неустановленным людьми напали на двух человек — на ультраправых Владлена Сумина и его друга Владимира Жидоусова, которым они нанесли телесные повреждения разной степени тяжести.

Другое дело, в котором фигурирует экстремизм применительно к антифашистам, было заведено сотрудниками центр Э в Нижнем Новгороде. Пятерым местным леворадикалам, так же как и Харченко, инкриминируется участие в организации «экстремистского сообщества», которое следствие называет «Антифа-RASH» (следователи переводят аббревиатуру RASH как red anarhiaskinheads, то есть «красная анархия скинхедов»). Арестованные в 2011 году Альберт Гайнутдинов, Павел Кривоносов, Дмитрий Колесов, Олег Гембарук, Артем Быстров, по версии следствия, занимались «преступной деятельностью по мотивам идеологической ненависти и вражды к представителям молодежных движений «Скинхеды — футбольные фанаты» и «Состоятельные граждане России». Расследование дела, как утверждает адвокат подсудимых Дмитрий Динзе из правозащитной ассоциации «Агора», сопровождалось многочисленными нарушениями. «Для того чтобы доказать существование сообщества, оперативники даже распечатали корочки о принадлежности обвиняемых к движению. Сами подсудимые, которые находятся на скамье подсудимых, признавались, что до ареста знакомы не были», — рассказал «Газете.Ru» Динзе.

Применение антиэкстремистского законодательства — тенденция последнего времени, уверен руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.

«Уголовные дела в отношении антифашистов, враждующих с неонацистами, не редкость уже лет 5—6. До создания центров Э в структуре МВД ими занимался УБОП. Затем перешедшие в антиэкстремистские центры оперативники, привыкшие работать с бандами, получили соответствующие полномочия против антифашистов и неонацистов. Рассматривая их как противоборствующие банды, оперативники начали провоцировать их столкновения, выявляя лидеров и отправляя за решетку и тех и других, — говорит Чиков. — Потом начали появляться обвинения в экстремистских преступлениях. Возникла совершенно дикая практика обвинения антифашистов в ненависти к социальной группе неонацистов. Следующим логичным шагом стала попытка обвинить активистов антифа в создании экстремистского сообщества — в Нижнем Новгороде. Антифашисты якобы собрались вместе с единственной целью — бить неонацистов и богатых горожан.

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что уголовное преследование антифашистов нужно рассматривать в контексте преследования оппозиции. «А антифашисты в представлении сотрудников полиции и следователей воспринимаются именно как оппозиционеры. Поэтому ничего удивительного в том, что на них заводятся дела, нет», — сказал «Газете.Ru» Верховский. Реакцию следователей Владимирской области на фильм Иванова Верховский называет «нелепой». «Антифашисту вменяют в вину, что он разжигал рознь по отношению к скинхедам, хотя главные герои фильма говорят, что скинхеды как раз они. Следователи, очевидно, не разобрались в ситуации», — убежден Александр Верховский.

Новости и материалы
Юрист оценила шансы ФХР оспорить решение IIHF в CAS
В космическом облаке у далекой звезды обнаружен загадочный объект
В Совфеде назвали «бойкотом» отказ европейцев от «Совета мира»
Раскрыта загадка возникновения жизни после гибели динозавров
В России назвали причину, по которой могут не состояться трехсторонние переговоры в ОАЭ
На Западе раскрыли, какое предложение США и Украина хотят сделать РФ на переговорах в ОАЭ
Хирург объяснил, почему мужчины стали чаще делать интимную пластику
«Может не переживать»: тренер Гуменника разъяснила ситуацию с визой фигуриста для ОИ-2026
Тимоти Шаламе догнал Марлона Брандо в рекорде «Оскара»
Емельяненко рассказал, как промоушен Pride заставлял его выступать под украинским флагом
Дочь Дмитрия Маликова раскрыла секрет красоты на фоне слухов об анорексии
Посольство во Франции прокомментировало задержание шедшего из России танкера
Юноша, не переживший конфликт с охраной в ТЦ Петербурга, был безработным астраханцем
В США стартовал в суборбитальный полет корабль компании Blue Origin с туристами
Назван состав американской делегации на переговорах по Украине в ОАЭ
«Зенит» обыграл чемпиона Китая в товарищеском матче
В Госдуме заявили, что Россия не будет вмешиваться, даже если США оккупируют всю Данию
Лайза Миннелли записала первую за 13 лет песню с помощью ИИ
Все новости