Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Суд удивился, но денег не взял

Мосгорсуд отклонил жалобы на арест трех чиновников из Кабардино-Балкарии

Мосгорсуд оставил под стражей трех чиновников из Кабардино-Балкарии, обвиняемых в хищении госимущества. По версии полиции, они сбыли бывшее здание филармонии в Нальчике по заниженной стоимости в 1 млн рублей. За одного из задержанных суду предлагали 25 млн рублей залога. Защита фигурантов дела требует возбудить дело на следователей за разглашение телефонных переговоров чиновников. Еще одна фигурантка дела — модельер Мадина Хацумова жалуется в прокуратуру на незаконные, на ее взгляд, действия следствия во время ее задержания и допроса.

В пятницу Мосгорсуд рассмотрел жалобу защиты на арест чиновников из Кабардино-Балкарии, задержанных в Нальчике в начале июня по делу о коррупции. Начальник администрации главы КБР Владимир Жамборов, его брат — глава управления Федеральной почтовой службы по КБР Руслан Жамборов (в прошлом замминистра госимущества и земельных отношений республики) и министр госимущества и земельных отношений республики Хабдульсалам Лигидов обвиняются в незаконной продаже дизайнеру Мадине Хацуковой бывшего здания филармонии в Нальчике по заниженной цене в 1 млн рублей. В качестве доказательств Следственный департамент МВД представил экспертизу, которую провели специалисты столичного ООО «Кэпитал Консалтинг» на основании пяти фотографий (в том числе снимков, сделанных из космоса): они определили, что здание может стоить 20—22 млн рублей.

Первой судебная коллегия Мосгорсуда заслушала кассацию защитника Лигидова Руслана Закалюжного. Следователь, ведущая дело, хмуро слушала адвоката. Он указал на серьезное ухудшение состояние здоровья своего подзащитного. В жалобе на решение Тверского суда юрист просил изменить чиновнику меру пресечения на залог, личное поручительство или домашний арест.

«Мой подзащитный — жертва клановой войны, он не совершал никаких преступлений. В его действиях нет ни обмана, ни хищения», — отметил адвокат.

По его словам (которые подтверждаются копиями распоряжений правительства КБР), ведомство Лигидова 22 ноября 2011 года приняло решение об изъятии из оперативного управления минкультуры КБР в казну республики двухэтажного здания 1936 года постройки, которое филармония использовала как склад, на основании неоднократных обращений самого министерства культуры. Правительство оценило здание в 1 млн рублей, сказал Закалюжный. После оценки стоимости Лигидов подписал постановление о передаче здания ОАО «Торгсеть» (100% активов принадлежат правительству КБР).

Сам обвиняемый, который сейчас находится в столичном СИЗО № 5, общался с судьей и защитой удаленно: из изолятора была организована видеотрансляция. Он заявил о своей невиновности: «Я в недоумении и не понимаю, по какому принципу можно задерживать министра госимущества, когда он только исполняет постановление правительства, которое вправе распоряжаться своим имуществом», — сказал он. Решение о продаже здания было принято коллегиально, заявил Лигидов, отметив, что он занимался только его технической реализацией.

Судейская «тройка» выслушала аргументы защиты, посовещалась и отклонила ходатайство, оставив Лигидова под арестом до 5 августа 2012 года.

Рассматривая жалобу на арест следующего фигуранта дела Руслана Жамборова, суд обнародовал заключение фельдшера СИЗО № 5 на запрос защиты о состоянии здоровья обвиняемого: «С жалобами не обращался. В следственных действиях может участвовать». Лицо адвоката Александра Чернова выразило недоумение. Он не услышал ответа на главный вопрос: позволяет ли здоровье его подзащитного находиться в СИЗО. Чернов сообщил, что Жамборов регулярно принимает лекарства: у него тяжелая форма псориаза.

После этого, заметив, что Хацукова «еще переплатила за аварийное здание», адвокат указал суду на неправомочные действия следствия, которое, как выяснилось, восемь месяцев прослушивало телефонные переговоры обвиняемых. И недавно эти записи оказались в СМИ.

По словам адвоката, Руслан Жамборов написал на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина заявление о совершении преступления сотрудниками СД МВД, которые разгласили гостайну.

«Из материалов дела следует, что прослушивание телефонных переговоров осуществляло бюро специальных технических мероприятий МВД по КБР с санкции зампредседателя Верховного суда КБР, — говорится в документе. — В дальнейшем результаты прослушивания были переданы сотрудникам 30 отдела ГУБЭП и ПК МВД, а впоследствии в Управление по расследованию организованной преступной деятельности СД МВД... только сотрудники указанных трех подразделений МВД имели доступ к результатам прослушивания... Полагаю очевидным, что передача журналистам результатов прослушивания, составляющих гостайну, является ее разглашением и содержит признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 283 УК».

Чернов представил суду оригинал и копии обращения в СК и медицинских справок. Коллегия судей, негромко посовещавшись, отказала Чернову в приобщении документов к делу, поскольку копии не были заверены должным образом.

Сам Жамборов, с которым суд также общался в режиме видеоконференции, заявил, что «если за восемь месяцев слежки следователи нашли только такую зацепку, значит мы работали хорошо». «Балансовая стоимость здания почти минусовая. Следователями дана нелегитимная оценка стоимости», — сообщил он, назвав приложенную к делу экспертизу филькиной грамотой.

«Оснований для содержания меня под стражей нет, — продолжал Жамборов. — У меня тяжелая форма псориаза, правая рука не работает. Я законопослушный гражданин, обладающий всеми конституционными правами, не собираюсь скрываться и больше всех заинтересован в установлении истины». Он напомнил, что у него на иждивении находится ребенок 1995 года рождения. А потом возмутился способом задержания: «Прислав за нами целый отряд на Ил-76 из Москвы, на топливо было потрачено гораздо больше, чем инкриминируемый нам ущерб».

Обвиняемый отметил, что дело носит политический характер и не имеет отношения к праву.

«Высокий суд стоит перед дилеммой и, надеюсь, не будет зачеркивать жизнь человека, поскольку каждый день в СИЗО серьезно ухудшает мое состояние». Но Мосгорсуд признал его арест законным и объявил перерыв.

В коридор высыпали немногочисленные родственники обвиняемых. Адвокаты возмущались действиями «тройки» и давали наставления защитникам третьего арестованного.

Рассмотрение третьей жалобы было напряженным. Адвокаты главы администрации КБР Руслан Коблев и Юрий Ельмашев вооружились доводами судей. Для начала они попросили приобщить к делу только оригиналы медицинских справок, одна из них была выдана Научным центром сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева. В ней говорилось, что у Владимира Жамборова множественные повреждения коронарных сосудов. Врачи советовали доставить Жамборова на обследование для решения вопроса об объеме хирургического вмешательства: они определили риск инфаркта миокарда на уровне четвертой степени (наиболее высокая вероятность). О необходимости операции врачи сообщили еще в марте 2012 года, уточнил Коблев.

«Тройка» после непродолжительных препирательств с адвокатом приобщила справки к делу вместе с заключением из больницы следственного изолятора № 1 «Матросская Тишина», где содержится Владимир Жамбров. Врачи СИЗО назвали состояние арестанта «удовлетворительным», а его самого — готовым к следственным действиям.

Затем Коблев представил оригинал заявления из администрации главы КБР, в котором сообщалось, что у Владимира Жамброва не было вооруженной охраны, тогда как Тверской суд в принятом ранее решении об аресте ссылался на данные следствия о том, что вооруженная охрана чиновника препятствовала обыску в его кабинете. Но суд не принял документ.

Тогда Коблев объявил, что «направляет обращение в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) для принятия экстренных мер в связи невозможностью его подзащитного нахождения в СИЗО» и попросил суд «не участвовать в политическом убийстве».

Последнее касалось нынешнего главы КБР Арсена Канокова: по версии следствия, именно с его согласия действовали чиновники. Сам Владимир Жамборов считается в республике преемником Канокова: на праймериз «Общероссийского народного фронта» (перед декабрьскими выборами в Госдуму) Жамбров занял второе место.

Защита заявила, что готова внести за Владимира Жамборова залог в размере 22–25 млн рублей, что больше ущерба, который могли нанести государству фигуранты дела. Судейская коллегия изумилась.

«Адвокат, вы согласовали эту сумму с подзащитным и его родственниками?» — поинтересовалась судья. Родственники в зале активно закивали. «Мой подзащитный много лет занимался бизнесом, и его семья в состоянии заплатить такую сумму, средства подготовлены», — заверил защитник. Он также уточнил, что чиновник может остаться в Москве, если это необходимо следствию: жилплощадь в столице у него тоже есть.

Жамборов в это время сидел в камере «Матросской Тишины», погрузившись в документы. Когда его попросили высказаться, он встал и его голова исчезла из ракурса объектива камеры, так что присутствующие в зале видели лишь кусочек его двигавшегося подбородка. Он заявил о намерении до конца бороться за свое честное имя.

Впрочем сумма залога не повлияла на судейскую коллегию, и Владимира Жамброва тоже оставили под арестом. Экран с изображением из «Матросской Тишины» отключился.

Покинув зал суда, адвокаты заявили, что будут подавать надзорную жалобу, а также обратятся в ЕСПЧ. Кроме того, они намерены требовать возбуждения уголовного дела в отношении следственной группы СД МВД, которые передали СМИ записи телефонных переговоров фигурантов дела.

Купившая здание Мадина Хацукова также является обвиняемой (хотя обвинения ей были предъявлены немного позже, чем другим фигурантам дела), но не находится под арестом. «Ее продержали несколько суток на Газетном переулке, причем не допускали к ней адвоката, нанятого ее мужем», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Закалюжный.

В распоряжении «Газеты.Ru» оказалось обращение Хацуковой в прокуратуру, где она сообщает о незаконных, на ее взгляд, методах задержания и допроса.

Из жалобы на имя прокурора КБР следует, что Хацукова была задержана в шесть часов утра 7 июня у себя дома вооруженными людьми (они были как гражданской одежде, так и в полицейской форме). Она указала, что проживает в своем доме вместе со свекровью, мужем и тремя детьми. По ее словам, «чрезмерные» действия полицейских напугали ее семью. «На мой вопрос, почему меня не пригласили повесткой или другим способом, вразумительного ответа я так и не получила», — пишет дизайнер. Примерно к 10 часам утра Хацукову доставили в УБЭП Нальчика, там неизвестный сотрудник МВД, по ее словам, пытался еще до начала допроса оказать на нее давление: он требовал дать признательные показания, угрожая, что арестует ее и увезет в Москву. После этого он начал допрос без адвоката. Через несколько часов пришел адвокат, нанятый супругом Хацуковой. По совету юриста, Хацуковой перестала давать показания. Тогда следователи заявили, что задерживают ее. Вскоре модельеру сообщили, что ее решено допросить в Москве. Вечером ее доставили в Моздок, а оттуда – в столицу. «Ночевала в автобусе. В Москву прилетела в обед 8 июня. Летели на транспортном самолете», — говорится в жалобе.

По словам Хацуковой, с момента задержания ей не давали есть и спать.

«Я не юрист, однако полагаю, что подобные методы подавления моей воли не могут являться законными и допустимыми», — считает обвиняемая. В Москве Хацукову привезли в СД МВД. Там она под диктовку следователей написала, что соглашается с кандидатурой госадвоката. «Мои показания формулировал следователь. В силу моральной и физической усталости… я не могла оценить верность формулировок…Мне пришлось подписать протокол», — указывает Хацукова. Допрос был закончен около 11 вечера, после чего ее отвезли в аэропорт Домодедово, поселили в гостинице, где она пробыла под охраной до утра, «чтобы, как я полагаю, исключить мою встречу с адвокатом, нанятым супругом», — пишет Хацукова. А в 9 утра 9 июня ее опять отвезли в следственный департамент и допрашивали до вечера. После допроса ее отправили обратно в Нальчик.

Что касается главы Кабардино-Балкарии, он выступает за расследование скандальной сделки. Но вопросов у него больше, чем ответов, заявил он ИД «Коммерсантъ».

Как рассказали «Газете.Ru» в администрации главы республики, Арсен Каноков хочет доказать невиновность обвиняемых. С этой целью он создал рабочую группу, которая провела проверку. «По результатам проведенной проверки фактов использования должностными лицами своего служебного положения в целях совершения действий, наносящих ущерб интересам Кабардино-Балкарской республики, рабочей группой не установлено. В процессе приватизации было допущено процедурное нарушение, выразившееся в неосуществлении дополнительного выпуска акций, что, однако, не повлекло за собой ущерба республике ввиду полной оплаты Мадиной Хацуковой оценочной стоимости приобретенного здания», — говорится в отчете по итогам проверке, опубликованном на сайте главы КБР.

Кроме того, в администрации главы КБР сообщили, что Арсен Каноков никогда не встречался со своей двоюродной сестрой Мадиной Хацуковой. «Может быть, только на больших праздниках. Это КБР, здесь у всех много родственников», — уточнил собеседник «Газеты.Ru». Также в администрации подтвердили, что на имя Канокова поступало обращение от Хацуковой с просьбой продать ей помещение в здании филармонии, но оно было «спущено» в администрацию Нальчика.

Новости и материалы
Родителям объяснили, почему не надо «накручивать» детей перед ЕГЭ
Жителя Приморья задержали за сотрудничество с украинской организацией
В Колумбии девять военных погибли в результате крушения вертолета Ми-17
Премьер-министр Грузии призвал вступить в ЕС, сохранив суверенитет и ценности страны
Стало известно, как хакеры используют публичные точки Wi-Fi
Сын Куклачева рассказал о самочувствии своего отца
Во время протеста в Остине арестовали студентов
ООН раскритиковала отказ от русского языка в Молдавии
В Мексике произошло землетрясение
ВСУ из-за угрозы прорыва под Авдеевкой вынуждены бросить в бой необученных солдат
Шольц отреагировал на демонстрацию исламистов с призывом к халифату
Банки не смогут брать больше один вид комиссии с россиян
Защищавший Ефремова адвокат оказался при смерти после ранения на СВО
Стало известно, где россияне отдыхали в апреле
В Индонезии произошло извержение вулкана Руанг
Обвиняемый в шпионаже офицер Бундесвера сознался в том, что предлагал информацию России
Юристы попросили Байдена остановить помощь Израилю
Дугин рассказал о причинах превращения России во врага для США
Все новости