Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«Я услышал хлопок и увидел дым с правой стороны самолета»

Под Тюменью потерпел крушение самолет АТР-72 авиакомпании «ЮТэйр»

Александра Кошкина, Жанна Ульянова, Дарья Рассохина (ИА «Тюменская линия», специально для «Газеты.Ru» ) 02.04.2012, 10:29
__is_photorep_included4117773: 1

В Тюмени сразу после взлета рухнул самолет АТР-72 авиакомпании «ЮТэйр». При падении он раскололся на три части и загорелся. Из 43 человек, находившихся на борту, выжили только 12. На место выехала комиссия МАК. Предварительные версии — технические неисправности, ошибка пилотов или диспетчера. Один из очевидцев рассказал, что за несколько секунд до катастрофы слышал хлопок и видел дым, исходящий от двигателя самолета.

В понедельник в 45 километрах от Тюмени разбился самолет французской марки АТР-72. По данным МЧС по Тюменской области, ЧП произошло в 7.44 по местному времени (5.44 мск). Самолет, принадлежащий авиакомпании «ЮТэйр», вылетел из тюменского аэропорта Рощино в Сургут рейсом ЮТ120 (по расписанию на сайте компании, борт отправлялся в 07.30, в Сургуте борт должен был приземлиться в 09.15). «Через несколько минут после взлета самолет пропал с экрана радаров, а экипаж не вышел на связь с диспетчером», — сообщается на сайте Следственного комитета (СК) России. Согласно данным экипажа другого борта, взлетевшего из Рощино следом (возможно, это был рейс ЮТ223 Тюмень — Новый Уренгой — Салехард), самолет АТР-72 с бортовым номером VP-BYZ потерпел крушение примерно в 3-5 километрах от взлетно-посадочной полосы, в районе деревни Горьковка.

Сначала на место крушения выехали сотрудники главного управления МЧС России по Тюменской области (к 10.00 мск на месте работали 232 человека, 125 единиц техники).

Заместитель тюменского транспортного прокурора Валентин Тарасов сообщил, что АТР-72 при падении на землю раскололся на три части и загорелся.

«После взлета экипаж не вышел на связь. Воздушное судно исчезло с радара. В это же время визуально наблюдалось падение воздушного судна в 3–5 километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта в сторону поселка Горьковка. Самолет упал на землю, разбившись при ударе на три части, после чего загорелся», — цитирует прокурора РИА «Новости».

«Я не слышал, как падал самолет: из-за близости к аэропорту над нами все время летают самолеты и всегда шумно. Так что просто не обратил внимание. Самолет упал в поле, в 800 метрах от жилых домов, но между полем и домами есть еще небольшой лес. Поэтому из села даже не было видно дым и само место катастрофы», — рассказывает «Газете.Ru» глава сельского поселения Горьковка Андрей Вторушин. По его словам, спасатели прибыли к месту крушения в считанные минуты.
«Я уже был на работе, когда услышал звук сирен МЧС и машин «скорой помощи», над селом летали вертолеты спасателей. Но службы спасения очень быстро среагировали: вездеходная техника МЧС и «скорые» прибыли на место крушения уже минут через 7-9 после ЧП. Службы все находятся поблизости, а «скорая» есть и в поселке. Из местных жителей никто не участвовал в спасении: они просто не успели добежать туда до прибытия спасателей, а потом там было все оцеплено», — рассказал Вторушин. «Раньше ничего подобного у нас не случалось», — добавил он.

Компания «ЮТэйр» опубликовала список находившихся на борту 39 пассажиров и четырех членов экипажа. Авиакомпания продала на этот рейс 40 билетов, но один пассажир — житель Ханты-Мансийского автономного округа — к месту вылета не прибыл. Пострадавших и погибших эвакуировали вертолетами аэропорта Рощино. По данным на 9.00, один из пострадавших скончался в больнице.

В авиакатастрофе выжили 12 человек, 31 погиб, передавало МЧС по Тюменской области.

Большую часть пострадавших доставили в областную клиническую больницу № 2 в Тюмени. Еще одного выжившего отвезли в больницу № 1 в деревне Патрушево. Одна из раненых не могла вспомнить своего имени, сообщала компания «ЮТэйр». Установить ее личность удалось только спустя несколько часов после трагедии: ее зовут Людмила Волкова, передает МЧС по Тюменской области. Несовершеннолетних на борту не было. Как сообщила на брифинге первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик, по данным на 13.00 семь человек были прооперированы, еще пять находились в операционных. Двое пациентов в крайне тяжелом состоянии, состояние остальных оценивается медиками как очень тяжелое.

Известно, что большинство из находившихся на борту — 31 человек — жили в Тюмени, еще четверо были из Ханты-Мансийского округа, один из Тобольска. С родственниками погибших и пострадавших работают три бригады психологов. Семьи иногородних погибших и пострадавших в ближайшее время должны перевезти в Тюмень. Поселить их собираются в гостинице «Восток».

Пожар на месте катастрофы быстро был ликвидирован, начался разбор конструкций упавшего самолета. Оперативный штаб на месте крушения возглавил начальник главного управления МЧС России по Тюменской области генерал-майор внутренней службы Юрий Алехин. На место крушения выехал губернатор Тюменской области Владимир Якушев и глава СК России Александр Бастрыкин. Там работают следователи и криминалисты. В 12.00 стало известно, что в Тюмень вылетает комиссия Межгосударственного авиационного комитета.

Уральское следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

На месте катастрофы спасатели обнаружили оба черных ящика самолета, самописцы переданы специалистам. «Следователи работают с выжившими, чье состояние здоровья позволяет давать показания, — сообщает СК. — В аэропорту изымается техническая и предполетная документация».

В качестве приоритетных версий следователи рассматривают техническую неисправность самолета, ошибку пилотов или диспетчеров.

По словам тюменского губернатора Владимира Якушева, экипаж самолета не сообщал диспетчерам ни о каких неполадках, передает «Интерфакс». В СК сообщили, что следователи изымают документы в компании «ЮТэйр – инженеринг», которая следила за состоянием самолета. По данным следствия, борт был выпущен в 1991 году, введен в эксплуатацию в 1992 году. Самолет налетал 35 тысяч часов. «Последнее серьезное техническое обслуживание самолет проходил в Германии в 2010 году, а плановое техобслуживание он прошел в Тюмени два месяца назад».

Житель села Горьковка, который стал очевидцем падения борта, сообщил корреспонденту «Газеты.Ru», что за несколько секунд до катастрофы слышал хлопок и видел дым, исходящий от двигателя самолета.

«Около 7.30 утра я вышел на крыльцо своего дома в Пионерском переулке, самолет в это время «выворачивал» в небе прямо передо мной и был накренен. Я услышал хлопок и увидел дым с правой стороны, через несколько секунд самолет повернул налево, пролетел над лесом и упал, предположительно, на поле неподалеку от горьковского кладбища. Куда именно – я уже не увидел», — рассказал очевидец Алексей. Он поделился, что был в полном замешательстве от увиденного, до сих пор ощущает растерянность и легкий шок.
По его словам, дорога в сторону Горьковки, Утяшево и Учхоза сейчас закрыта для въезда и выезда. «В населенных пунктах кругом дежурят сотрудники полиции. А на перекрестке с плехановским мостом стоит не меньше четырех экипажей ДПС», — отметил Алексей. Однако окольными путями ему все же удалось выбраться в Тюмень на учебу. Около полудня, проезжая мимо места крушения самолета, он уже не увидел обломков и запчастей, но заметил скопление госслужащих и сотрудников органов правопорядка.

Аэродром аэропорта Рощино оснащен двумя взлетно-посадочными полосами (ВПП) класса Б: одна длиной в 3000 метров и шириной в 45 метров, с асфальтобетонным покрытием, вторая асфальтированная, длиной 2700 метров при ширине 50 метров. Самолет взлетал с первой, основной полосы.

В момент катастрофы в Тюмени было облачно, шел ливневый снег, переходящий в метель, рассказали «Газете.Ru» в центре «Фобос», дул юго-западный ветер скоростью 6 м/с (в порывах до 15 м/с). «Была значительная облачность — высотой 390 метров, по форме облака были кучево-дождевые. Температура была -1° С, давление 1000 гектопаскалей. Видимость составляла 1500 метров», — сообщили метеорологи.

ATР-72 — пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолет для среднемагистральных перелетов. Предназначен для перевозки до 74 человек одного класса на средние расстояния и управляется двумя пилотами. Самолет ATР-72 разработан на базе АТР-42, разработчики удлинили фюзеляж на 4,5 метра, увеличили размах крыла, топливный бак на 10%, оснастили его более мощными двигателями. О начале работ над созданием ATР-72 было объявлено в 1986 году, первый полет произведен 28 октября 1988 года. ATР-72 не имеет вспомогательной силовой установки (ВСУ), но зато у него есть «пропеллерный тормоз», установленный на правом двигателе и связанный с турбиной, обеспечивающей самолет электричеством и воздухом. Это избавляет от необходимости ВСУ, экономя вес и расход топлива. На техобслуживании двигатели периодически меняют местами, чтобы обеспечить равную степень изнашивания. На 2 апреля 2012 года было потеряно 14 самолетов типа ATР-72 (по всему миру).