На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Битца не пускает к себе метро

Москвичи пытаются остановить прокладку метро через Битцевский парк

Жители Москвы пытаются остановить строительство линии метро через заповедный Битцевский парк. Строительство незаконно, считают москвичи: начавшись в отсутствие государственной экологической экспертизы, оно продолжается и после получения ее отрицательного заключения. Прокладка метро не скажется на природе лесопарка, уверяют в мэрии.

На юго-западе Москвы жители пытаются остановить строительство метро. В воскресенье около 50 человек пришли на стройплощадку, расположенную на Новоясеневском проспекте, потребовали у строителей разрешительные документы и вызвали полицию. По мнению граждан, развернувшееся вблизи станции метро «Новоясеневская» строительство незаконно: оно началось в октябре 2011 года, а публичные слушания по проекту прошли лишь в январе 2012 года, когда работы шли уже полным ходом.

Кроме того, проект строительства метро через Битцевский лес получил отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы из-за несоответствия «требованиям законодательства в области охраны окружающей среды». Об этом стало известно из ответа Росприроднадзора, подписанного и. о. начальника департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО Константином Елисеевым, который инициативная группа «Жители Ясенево в защиту Битцевского леса» получила на прошлой неделе.

Напомним, жители района и гражданские активисты выступают против начавшегося в отсутствие заключения обязательной экологической экспертизы строительства линии метро мелкого заложения в заповедном участке Битцы. Проект подразумевает прокладку новой ветки от станции «Новоясеневская» до станции «Бульвар Дмитрия Донского», которая должна соединить Бутовскую и Калужско-Рижскую линии, и промежуточной станции «Лесопарковая». Возле «Новоясеневской» уже началось возведение пересадочного узла, закрыт один из вестибюлей станции «Новоясеневская» (для строительства перехода с Бутовской ветки). А в самом лесу, на юге, возле МКАД, роется огромный котлован для станции «Лесопарковая».

«Конечно, мы заинтересованы в строительстве метро, но не тем способом и не по тому маршруту, что предлагается властями», — рассказал «Газете.Ru» представитель инициативной группы Дмитрий Пчелин. По его словам, реализуемый проект нарушает закон об особо охраняемых природных территориях и закон о недрах (запрещающие строительство не только на территории самой ООПТ, но также в буферной зоне в 20–30 м перед лесом).

Кроме того, жители опасаются, что после сдачи новой станции метро у заброшенной воинской части в Битцевском лесу там начнется строительство торговых комплексов и элитного жилья и что проект был задуман именно с этой целью.

«Народную инспекцию» на стройплощадке принял начальник участка № 4 МУП «Казметрострой» (подрядчик строительства) Олег Сильницкий. Приехал на стройку и начальник ОВД «Ясенево» Михаил Киселев. Останавливать строительство начальник ОВД не стал, но потребовал предоставить разрешительную документацию. В итоге жителям был показан ордер на производство строительных работ, выданный 2 ноября 2011 года подведомственным городскому правительству органом – Объединением административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ). Причем речь в этом документе идет о разрешении именно строительства метро, а не проведения подготовительных работ, как до сих пор уверяли граждан.

На вопрос о том, как был получен этот документ без заключения Государственной экологической экспертизы, представитель застройщика ответить не смог.

Не могут ответить на этот вопрос и в самой ОАТИ. В технической инспекции «Газете.Ru» подтвердили подлинность ордера, согласились с тем, что «объект на слуху», однако от более конкретных комментариев отказались. В мэрии факт незаконной выдачи ордера также не комментируют.

Еще один разрешительный документ (на проведение мероприятий по подготовке территории и благоустройству) был выдан 22 декабря комитетом государственного строительного надзора Москвы на основании положительного заключения Мосгосэкспертизы (не рассматривающей экологических аспектов). Между тем, как отмечают граждане в своем заявлении в прокуратуру, природно-исторический парк «Битцевский лес» находится в ведении городского департамента природопользования и охраны окружающей среды, и выдача разрешения на данное строительство находится в его компетенции.

Впрочем, департамент природопользования и охраны окружающей среды согласовал разработанные Москомархитектурой материалы проекта планировки метрополитена.

По мнению руководителя департамента Антона Кульбачевского, строительство не повлияет на состояние природоохранной территории. Как заявил глава ведомства на пресс-конференции в конце прошлого года, на протяжении девяти месяцев департамент вел работы со строителями и проектировщиками и в результате «добился победы»: первоначальное решение о строительстве вентиляционных шахт на территории Битцевского леса отменено, их разместят не на природоохранной территории.

Кроме того, прокладка самого метро будет вестись на достаточной глубине и не скажется на природе, уверен Кульбачевский. «Прокладка линии метрополитена по ООПТ «Природно-исторический парк «Битцевский лес» предусматривается закрытым способом с применением щитового комплекса на глубине 20 м с целью обеспечения сохранности заповедных зон и биоразнообразия компонентов природной среды парка», — сообщается в письме жителям от 28 декабря за подписью Кульбачевского. Правда, уточняет глава ведомства, «проектные материалы находятся на экспертизе в Росприроднадзоре и в департамент не поступали».

По оценке экологов, проходящий под самым ценным заповедным участком Битцевского леса тоннель неглубокого заложения приведет к его деградации.

Как считает руководитель Московского городского общества защиты природы, бывшая завотделом ООПТ Института генплана Москвы Галина Морозова, неглубокое залегание тоннелей приведет к нарушению гидрогеологических условий. Вместе с постоянными вибрациями и иссушением почвы это обернется вырождением целой лесополосы и исчезновением животных. Кроме того, по словам Морозовой, этот проект «невозможно реализовать без грубейшего нарушения целого ряда федеральных и региональных законов».

По поводу нарушения законодательства 30 января 2012 года «Гринпис России» и российское отделение «Всемирного фонда дикой природы» (WWF) уже направили совместное обращение в прокуратуру Москвы с требованием провести прокурорскую проверку, приостановить незаконные строительные работы и наказать виновных.

«Согласно действующему законодательству, подобные проекты должны проходить государственную экологическую экспертизу. И, пока не будет получено положительное заключение, не может быть выдано разрешение на строительство и начаты какие-либо работы», — говорится в обращении. Как отмечают юристы «Гринпис», отрицательное заключение экологической экспертизы не позволяет не только выдачу разрешения на строительство, но и государственное финансирование проекта.

Споры вокруг проекта строительства метро под Битцевским парком идут уже не первый год. Первоначально, в 2006 году, НИиПИ Генплана Москвы предложил вариант глубокого заложения и маршрут, проходящий севернее нынешней траектории. Однако два года спустя Москомархитектура утвердила более дешевый вариант прокладки метро — мелкого заложения и по кратчайшему маршруту. В 2009 году, после общественных слушаний, на которых жители выступили категорически против предлагаемого варианта, он был отложен. Однако после смены руководства города проект был реанимирован, и в октябре 2011 года началось строительство. 30 января 2012 года состоялись повторные слушания, и большинство жителей вновь потребовали от властей рассмотреть альтернативные варианты строительства метро. В частности, предлагалось вернуться к проекту 2006 года или же продолжить ветку «Каширская» — «Каховская» в сторону станции «Калужская»: такое решение устроило бы и бутовцев, которым тяжело добираться до центра, и обеспокоенных жителей Ясенево и Чертаново.

Инициативная группа «За чистый воздух в Ясенево» намерена продолжать акции в защиту леса, рассказал «Газете.Ru» Пчелин. В среду, 15 февраля, граждане проведут пикетирование напротив здания ГУП «Московский метрополитен».

Акции в защиту Битцевского леса от застройки проходят регулярно. Причем куда большая опасность грозит ему с другой стороны МКАД. Сегодня лес поделен между Москвой и областью (в состав «Большой Москвы» эта часть войдет с июля 2012 года). При этом большие участки леса оказались в собственности федеральных структур, которые раздают их в долгосрочную аренду под застройку высотными жилыми домами и торговыми центрами. У представителей спортивных организаций, много лет борющихся за сохранение зоны отдыха «Битца», имеются сведения о планах по разворачиванию масштабного строительства на участке 59 га, принадлежащем ФСБ. А также о дальнейшем освоении Службой внешней разведки Бутовского леса (этой структуре принадлежит участок в 246 га), где уже идет строительство теплотрассы, которая отсекла половину знаменитой Битцевской лыжни.

Новости и материалы
Орбан заявил о ключевом моменте для переговоров по Украине
Трехлетний шахматист стал самым юным спортсменом в истории в рейтинге FIDE
Сенатор Джабаров раскритиковал лишение русского языка защиты на Украине
В Тюмени женщина поймала ондатру вместо рыбы
Во Франции заметили неизвестные БПЛА над базой атомных подлодок
«Крысиное гнездо»: британский наблюдатель раскритиковал коррупцию на Украине
Вход на «Госуслуги» для некоторых пользователей стал доступен только через Max
Власти Молдавии опасаются урегулирования приднестровского конфликта по плану США
Над базой атомных подлодок во Франции заметили неизвестные дроны
«Сама хотела родить»: королева красоты забила до смерти сына бойфренда
Международные резервы России за ноябрь выросли на 1,21%
В Симферополе неизвестный на иномарке избил водителя скорой
Google сломала AOD в смартфонах Pixel 10 Pro обновлением ПО
Суд не стал изымать у экс-замглавы Минобороны только Bently
В США заявили, что находятся в противоречии с европейскими чиновниками
Адвокаты Тимура Иванова обжалуют решение суда об изъятии имущества
FONBET помог закупить и доставить питьевую воду в Луганск и Мелитополь
Стало известно, когда автомобили «Атом» появятся на российских дорогах
Все новости