Лесу назначили цену

В Химкинском лесу начались продажи участков близ трассы Москва — Санкт-Петербург

Полина Никольская, Григорий Туманов, Ольга Танас 07.04.2011, 23:01
РИА «Новости»

Частная компания начала продавать землю в Химкинском лесу, рядом с трассой Москва — Санкт-Петербург. ОАО КСХП «Химки», в совет директоров которого входили менеджеры Mirax Group, в 90-е годы в бессрочное пользование достались гектары расформированного колхоза «Путь к коммунизму». Земли рядом с трассой определены «под сельское хозяйство», но в ближайшее время могут быть переведены «под строительство деловых и административных объектов». Активисты возмущены: правительство и заказчик обещали, что на этом участке трассы не будет ни одного магазина или заправки.

Один из крупнейших землевладельцев в Химкинском районе — ОАО «Коллективное сельскохозяйственное предприятие (КСХП) «Химки» — начал продажу земель около трассы Москва — Санкт-Петербург на участке, проходящем через Химкинский лес. Компания предлагает несколько участков. Судя по размещенной на сайте карте, как минимум три из них находятся в лесу вблизи от трассы. Ранее официальные лица заявляли, что на участке через лес будет построена только дорога, без инфраструктуры. Экологи в своей независимой экспертизе указывали, что заправки, магазины и торговые центры вдоль трассы «уничтожат лес».

О продаже участков узнали защитники Химкинского леса, ссылка на выставленные участки была выложена на сайте движения «В защиту Химкинского леса».

В самой компании-продавце лидеру движения Евгении Чириковой, представившейся покупательницей, сказали, что ближайший к трассе участок можно приобрести по цене $6 тыс. за сотку.

Земля продается для «размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов». При этом собеседник активистки отметил, что построить на нем можно «практически все что угодно», но «организовать именно съезд с трассы будет нереально». «Заезд непосредственно со скоростной трассы организовать будет нельзя, но за участком есть съезд на дорогу, с которой уже к нему можно подъехать», — сказал сотрудник ОАО.

В компании отметили, что предлагаемые земли не входят в лесной фонд и пока имеют категорию «земель сельхозназначения», указ о переводе их в другую категорию в компании ждут из администрации Московской области.

Получить официальные комментарии компании «Газете.Ru» не удалось: сотрудники сообщили, что «перезвонят позже», однако к вечеру четверга никакого комментария так и не предоставили.

В то же время корреспонденту «Газета.Ru», представившемуся менеджером сети супермаркетов, в КСХП «Химки» (по телефону компания называет себя «Химки-лэнд») сказали, что фирма «просто владеет этими участками». Как объяснил менеджер Олег, от покупателя, желающего, к примеру, разместить на выставленном участке супермаркет, требуется более подробная планировка строящегося объекта. Менеджер пообещал «сделать подборку удобных вариантов, где магазин будет виднее с трассы», и перезвонить.

Заказчик трассы госкомпания «Автодор» официально заявила, что не имеет отношения к продаже земли. «Обозначенные земельные участки находятся вне компетенции госкомпании. Вдоль отрезка трассы, пролегающего через Химкинский лес, не будет возводиться никаких объектов. Съезды и примыкания к дороге на территории леса проектом не предусмотрены», — сказано в заявлении. Инвестор — французская фирма Vinci — будет зарабатывать только на плате за проезд по трассе, сказали «Газете.Ru» в пресс-службе «Автодора». В госкомпании добавили, что вдоль дороги пройдет шумозащитный экран, поэтому водители, скорее всего, просто не увидят, что за ним находится.

В администрации Химок «Газете.Ru» сообщили, что КСХП «Химки» — частная компания, возникшая еще в 90-е годы «из колхоза», и сейчас это «один из крупнейших землевладельцев района».

Предлагаемые для продажи участки вдоль трассы входят в категорию земель сельхозназначения. Больше в пресс-службе администрации ничего не смогли сказать. Впрочем, за деятельностью ОАО в администрации внимательно следят: как указано на ее сайте, координировать деятельность, в том числе и этой компании, входит в обязанности заместителя главы администрации города по торговле, сельскому хозяйству, бытовому обслуживанию населения и образованию Евгения Запороженца.

ОАО КСХП «Химки» действительно образовалось из колхоза «Путь к коммунизму» в 1991 году. ОАО (при переводе на английский компания начинает называть себя ЗАО) является его правопреемником, в бессрочное пользование обществу было предоставлено 3710,5 га колхозной земли. По данным «СПАРК-Интерфакс», компания занимается «растениеводством в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)», зарегистрирована в городе Химки, в квартале Клязьма. Директором ОАО является Александр Гончаров.

Членами совета директоров КСХП «Химки», согласно отчетным документам ОАО за прошлый год (опубликованы на сервере раскрытия информации www.e-disclosure.ru, на котором, в частности, выложены официальные данные о структуре управления компаний), являются в том числе топ-менеджеры строительной корпорации Mirax Group.

Председателем совета директоров ОАО, по данным на апрель 2010 года, был первый зампред правления Mirax по финансам Александр Лагутин. Рядовыми членами — директор Mirax по управлению инвестиционно-строительными проектами Станислав Серока, а также председатель правления строительной корпорации Максим Темников. В пресс-службе Mirax Group комментировать участие в компании своих высокопоставленных сотрудников отказались.

Известно, что на землях, принадлежащих КСХП «Химки», планируются несколько строек. Так, в начале марта в Химках прошли слушания по проекту строительства дороги Клязьма — Старбеево на территории ОАО. А в 2007 году на землях компании в Молжаниновском районе правительство Москвы хотело согласовать строительство участка трассы для гонок «Формула-1». Но арбитражный суд признал незаконной попытку московских властей изъять у ОАО эти земли, потому что они перешли КСХП «Химки» от колхоза в бессрочное пользование. Гектары сельскохозяйственных земель, оставшихся от колхоза «Путь к коммунизму», ОАО не раз переводило в другие категории. Колхозные территории становились землями «для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов, производственно-складских объектов и объектов транспортной инфраструктуры», «для размещения рекламных конструкций», «малоэтажного жилищного строительства» и т. д. За период с 2008-го по 2009 год, согласно отчетам на сервере раскрытия информации, выручка ОАО составила сначала 34 815 800, а затем 36 225 800 рублей.

А прибыль КСХП «Химки» в 2008 году составила 9 262 000 рублей, в 2009-м — 1 120 228 000 рублей.

В Химках неоднократно проводились митинги против деятельности КСХП «Химки». Летом 2007 года активисты несколько раз выходили на акции протеста «против бездействия Химкинской городской прокуратуры по факту хищения земель сельскохозяйственного назначения акционерами КСХП «Химки». Впрочем, никаких претензий к ОАО прокуратура не высказывала. На счету КСХП «Химки» только несколько арбитражных процессов. Самый громкий касается ООО «Московский лабаз» и ООО «Альтэрна», с которыми ОАО судилось за земли у аэропорта Шереметьево-1. Сейчас у КСХП «Химки» также можно купить участки у аэропорта рядом с Ленинградским шоссе «под объекты обслуживания и административно-деловые объекты». Посмотреть расположение этих участков можно также на сайте himki-land.ru.

Защитники Химкинского леса намерены подать жалобу на КСХП «Химки». В пятницу на собрании коалиции защитников Химкинского леса Чирикова собирается передать члену президентского совета по развитию гражданского общества Сергею Цыпленкову свое заявление. «Я попрошу Сергея передать это заявление Медведеву и поднять на ближайшем заседании вопрос, что вообще происходит в Подмосковье: почему в этой фирме называют земли Лесфонда землями сельхозназначения? Нет ли там служебного подлога? Я хочу, чтобы Дмитрий Медведев в этом разобрался», — сказала активистка.

Эксперты отмечают, что для Подмосковья происходящее сейчас в Химках — типичная ситуация.

Координатор проектов по лесной программе WWF Николай Шматков сказал «Газете.Ru», что, как правило, с 1980—1990-х годов до строительства объекта инфраструктуры земли, раньше принадлежавшие колхозам или перекупленные у крестьян, пустовали. «Когда намечается какое-либо крупное строительство, например дороги, на них начинают имитировать бурную сельскохозяйственную деятельность. Отвод этих земель под дорогу или административный объект делается за копеечную цену, никто не учитывает значение леса, территории и т. д.», — говорит эксперт.

По мнению Шматкова, выставление на продажу земель около трассы Москва — Санкт-Петербург говорит о том, что «никакого аккуратного коридора через лес не будет».

«Это люди, которые очень давно занимаются землей и очень хорошо знают этот бизнес, инвестировать деньги куда попало не будут. Они знают, что средства вернутся», — отмечает Шматков.