Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«По земле ходить тяжко»

Разбившим Ту-204 под Домодедово пилотам дали условные сроки

Пилотов разбившегося под Домодедово год назад Ту-204 приговорили к году условно с лишением права садиться за штурвал самолета на один год. Лояльное наказание судья назначил, учитывая, что в аварии никто не погиб. Пострадавшие — стюардессы, инженер и бортмеханики рухнувшего борта — встали на сторону обвиняемых, убеждая судью, что двум пилотам ни в коем случае нельзя запрещать полеты даже на время.

В среду в Домодедовском городском суде вынесен приговор пилотам Ту-204, потерпевшего аварию год назад. В ночь на 22 марта 2010 года самолет возвращался из Хургады без пассажиров – на борту находились только восемь членов экипажа. Погибших при авиационном происшествии не было, как указал на заседании прокурор, «по чистой случайности». Ту-204 рухнул за пределами взлетно-посадочной полосы, задев верхушки деревьев. Фюзеляж разломился в двух местах, оторвались крылья. Сотрудники авиакомпании получили травмы различной степени тяжести.

Обвиняемыми по делу стали двое пилотов Ту-204: 36-летний командир воздушного судна (КВС) Александр Косяков и 33-летний второй пилот Алексей Михайловский, сотрудники ООО «Авиастар-ТУ».

Им инкриминировалось нарушение ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Процесс занял несколько часов: пострадавшие полностью признали свою вину и ходатайствовали о рассмотрении дела в особом режиме — без рассмотрения доказательств и опроса свидетелей. Выносить решение по делу об аварии судье Евгению Ильяшенко пришлось после ЧП. Перед заседанием по делу двух пилотов обвиняемый, которого Ильяшенко приговорил к 15 годам тюрьмы за убийство, после оглашения приговора достал лезвие и приставил к шее. Абдурахим Кардашов требовал, чтобы в Домодедовский городской суд приехали пытавшие его на допросе милиционеры, а его дело немедленно пересмотрели. В противном случае уже приговоренный Кардашов угрожал порезать вены. С осужденным велись переговоры, но уже без Ильяшенко: заседание по делу о крушении Ту-204 перенесли в другой зал, куда перешел и судья. Что конкретно происходило в зале, где Кардашов требовал пересмотреть его уголовное дело, неизвестно: у закрытой двери дежурили судебные приставы. Но через час к залу подошла уборщица с ведром воды, а вызванные в суд медики вывели Кардашова из здания суда. Шея и запястья у него были перебинтованы, на повязках виднелись следы крови.

Рассмотрение дела Ту-204 прошло без инцидентов. Косяков и Михайловский полностью признали свою вину и ждали только назначения наказания.

Как рассказал суду прокурор, Ту-204 вылетел из Москвы в Хургаду 20 марта уже с неисправностью. Когда он пролетал над Орлом, пилоты почувствовали в салоне задымление, им пришлось повернуть обратно. В аэропорту выяснилось, что была неисправна система обогрева в кабине пилотов. 21 марта самолет вновь вылетел в Хургаду, но по прилете экипаж выяснил, что пассажиров уже успели отправить домой другим рейсом. Именно поэтому в Москву Ту-204 возвращался без пассажиров.

Вина за аварию при посадке самолета полностью лежит на летчиках, сказал прокурор. Во время полета на высоте 4,2 км у машины отключился автомат — пилоты знали, что сажать самолет им придется в ручном режиме. В таком режиме Ту-204 может совершать посадку при высоте облаков 80 метров и видимости тысяча метров. Диспетчер же в 2.19 мск 22 марта, когда Ту-204 летел на высоте 2,4 км, сообщил, что видимость в аэропорту из-за погодных условий плохая: высота облаков при подлете к Домодедово была 60 метров, видимость 800 метров.

О поломке диспетчеру пилоты не сказали, и тот разрешил посадку в сложных условиях, потому что исправная «тушка» может садиться при высоте облаков 60 метров и видимости 550 метров.

В сложных метеоусловиях успешно сесть Косяков и Михайловский не смогли. Как отметил прокурор, они «сосредоточились на оценке положения в боковом канале», не заметили огни взлетно-посадочной полосы и не обратили внимания, что уже спустились достаточно низко. «Ни на 80 метрах, ни на 60 метрах – предельной видимости аэропорта – Косяков и Михайловский не прекратили снижение и не ушли на второй круг», — сказал гособвинитель. В результате самолет задел верхушки деревьев и рухнул в километре от ВПП.

Пострадавшими по делу признаны шесть человек: инженер, стюардессы и бортмеханики. У них зафиксированы черепно-мозговые травмы, у кого-то были сломаны ноги, ребра, зубы, у одной из стюардесс перелом в шейном отделе позвоночника, у бортинженера переломы в черепе. Тем не менее зла на пилотов потерпевшие не держали — пятеро из них, присутствующие в зале суда, попросили судью прекратить уголовное преследование их командиров. (При рассмотрении дела в особом порядке уголовное преследование, если потерпевшие не возражают, может быть прекращено без реабилитации). С журналистами до и после процесса они говорить отказались. Все члены экипажа, ожидая начала заседания, вместе стояли перед дверью, вместе курили и пили кофе – и пострадавшие, и обвиняемые.

Прокурор попросил у судьи для пилотов по году условно с испытательным сроком два года и лишением права заниматься пилотированием на срок до трех лет. Последнее требование вызвало у пострадавших бурю протестов: стюарды и бортмеханики считали, что разбившие самолет пилоты все же профессионалы и должны продолжать полеты.

«Это вообще, — запинался во время прений бортпроводник Алексей Модин. – Для этих людей это очень суровое наказание, очень много. По земле тяжко ходить». На время следствия оба летчика находились под подпиской о невыезде. Михайловский по-прежнему занимает должность второго пилота в «Авиастар-ТУ», а Косяков с ноября 2010 года работает гендиректором одного из московских ООО. Назначенные только в начале заседания судом адвокаты Косякова и Михайловского идею пострадавших поддержали. Адвокат второго пилота Нина Гац заявила, что между 60 и 80 метрами, которые не учли пилоты, «разница в данном случае незначительна», а ее коллега, защитник Дмитрий Буянский, философски отметил: «Что было, то прошло». «Отказ двигателя не указан в руководствующих документах, ошибка в сочетании со сложными метеоусловиями и усталостью сделала ситуацию еще более стрессовой. Я признаю свою вину, но прошу не лишать меня моей деятельности: это моя жизнь», — оправдывался после оглашения требований прокуратуры Косяков.

Судья учел мнение сторон, положительные характеристики с мест работы пилотов, то, что они признали вину и помогали органам во время следствия. Наказание, требуемое прокуратурой, Ильяшов не изменил – год условно с испытательным сроком два года. Профессиональной деятельностью двум пилотам он все же заниматься запретил, но только год. Давать комментарии участники процесса журналистам не стали и после приговора. Из суда осужденные и потерпевшие от их действий вышли также вместе.

Новости и материалы
Мишустин пообещал разобраться с министрами, не ответившими на звонки депутатов
Акции российских золотодобытчиков резко подорожали
МЧС РФ назвало число жертв в ДТП с автобусом в Петербурге
Для упрощения выплат правительство создаст реестр нуждающихся граждан
Владельца затонувшего в Петербурге автобуса штрафовали за нарушения 23 раза
Власти сообщили о состоянии пострадавших при ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
В сухопутных войсках ВСУ рассказали, когда наступит критическая фаза конфликта
Депутаты ГД призвали устранить дефицит медработников
Мишустин назвал уровень госдолга в России одним из самых низких в мире
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
В Новосибирске расселили жителей треснувшего дома
Все новости