В среду Роскосмос объявил о достигнутой с Европейским космическим агентством (ЕКА) договоренности о создании нового транспортного корабля для полетов на околоземную орбиту и экспедиций на Луну. Российское ведомство рассчитывало привлечь европейский капитал к созданию перспективной космической транспортной системы еще в 2005 году, когда речь шла о проекте «Клипер». Но тогда Германия, Франция и Италия – основные вкладчики в бюджет ЕКА – дали отрицательное заключение на российское предложение. Они объяснили такой шаг опасениями, что Европа не сможет полноценно управлять проектом и станет лишь индустриальным спонсором российского корабля. В то же время ЕКА не отказалось от идеи создания совместной транспортной системы окончательно.
«Поезд тронулся, он движется. И мы обязательно сядем в этот поезд, но только не сегодня, а позже, — пояснил в декабре 2005 года представитель ЕКА Франко Боначина, комментируя возможное сотрудничество между Европой и Россией по проекту «Клипер». – Наши эксперты сделают все от них зависящее для ускорения этого процесса. Возможно, на новой встрече в 2008 году мы вернемся к этому вопросу». С тех пор, правда, проект «Клипер» по сути прекратил свое существование: не получив поддержки у европейских и других иностранных инвесторов, Роскосмос приостановил конкурс по созданию новой транспортной системы – потянуть его самостоятельно российский бюджет был бы не в состоянии. Однако все же вопрос обновления космической транспортной системы стоял на повестке дня, поэтому агентство задумало модернизацию уже существующего корабля «Союз ТМА». И здесь Европа не осталась в стороне.
Для ЕКА сотрудничество с Россией – один из наиболее приемлемых вариантов развития собственной пилотируемой космонавтики.
Соединенные Штаты, с которыми до сих пор довольно активно сотрудничали европейцы, завершает программу Space Shuttle и свою новую космическую транспортную систему решили строить, а затем и использовать исключительно самостоятельно. Россия же не просто готова к работе с Европой – российская космическая промышленность с трудом способна идти дальше без иностранных инвестиций. России не хватает денег, Европе – технологий и опыта. В итоге после двух лет переговоров Роскосмос и ЕКА пришли к обоюдовыгодному решению: по информации российского космического ведомства, агентства договорились о намерении создать «современный высокотехнологичный аппарат, позволяющий осуществлять пилотируемые полеты на околоземных и окололунных орбитах с экипажем до шести человек».
Как сообщила пресс-служба Роскосмоса, специалисты РКК «Энергия» и объединенной европейской промышленной группы в лице компаний Thales Alenia Space и EADS Astrium последние полгода прорабатывали возможные варианты концепций перспективного космического корабля, включающих крылатую конструкцию, несущий корпус и модуль конической формы. В результате стороны пришли к выводу, что новый транспортный космический аппарат должен базироваться на корабле с капсулой конического типа, ее разработкой и созданием займется российская сторона. Европейцы же возьмут на себя служебный модуль и двигательный отсек нового космического корабля.
Общая интеграция при разработке новой системы остается за РКК «Энергия».
Россия и Европа договорились, что новые корабли будут запускаться российской ракетой-носителем грузоподъемностью ориентировочно 18-20 тонн. Первые запуски планируется осуществить с космодрома «Восточный»: летные испытания намечены предположительно на 2015 год, а первый пилотируемый запуск – на 2018 год. Детальная проработка проекта, впрочем, еще продолжается. «Уже в октябре 2008 года планируется завершить подготовку документов, определяющих технические и программные аспекты концепции корабля, что позволит сторонам принять окончательное решение о развертывании работ по проекту ППТС (перспективной пилотируемой транспортной системы), — отмечает Роскосмос. – В июне этого года будет подготовлен промежуточный вариант концепции системы, который планируется рассмотреть на совместном заседании представителей ЕКА и Роскосмоса».
Интересно, что официальный сайт ЕКА пока никаких заявлений на счет совместного с Россией проекта не опубликовал.
Связаться же с главой постоянного представителя ЕКА в России Кристианом Файхтингером «Газете.Ru» не удалось – по словам секретаря представительства, он вернется в Москву только на будущей неделе. В то же время «Би-Би-Си» в этот вторник опубликовала материал, несколько противоречащий информации Роскосмоса. В заметке под заголовком «Европа может получить космический корабль» сообщается, что EADS Astrium объявила о проекте по созданию собственного космического корабля на базе уже существующей грузовой транспортной системы ATV «Жюль Верн». Общая информация о проекте была озвучена в Бремене, детали же обнародуют на ависалоне ILA в Берлине в этом месяце.
По данным «Би-Би-Си», речь идет о пилотируемом корабле, первый пробный запуск которого возможен уже в 2013 году, а первый пилотируемый запуск – не позднее 2018 года. Причем собственный корабль Европа намерена запускать на собственной же ракете-носителе Ariane-5. Правда, «Би-Би-Си» отмечает, что проект EADS Astrium пока не получил официального согласия со стороны всех стран-участниц ЕКА. Очередная встреча, на которой европейские министры будут обсуждать долгосрочные проекты агентства, запланирована на ноябрь этого года.