Ученый раскритиковал открытие предвестника землетрясений в МИСИС

Геофизик Завьялов: открытый в МИСИС предвестник землетрясений известен с 80-х годов

Сейсмологам давно уже известен фрактальный характер сейсмичности, поэтому результаты, полученные учеными из НИТУ МИСИС, нельзя назвать открытием. Кроме того, без публикации статьи в научном журнале сложно судить о прогностической ценности проделанной работы, рассказал «Газете.Ru» заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, доктор физико-математических наук Алексей Завьялов.

Ранее стало известно, что специалисты НИТУ МИСИС доказали, что в процессе сейсмической активности земной коры существуют закономерности, с помощью которых можно за полгода предсказывать сильные толчки. У динамики природных катаклизмов на графиках прослеживаются характеристики самоподобия, когда фрагмент идентичен целой картине. Это называется свойством фрактальности.

«Я не считаю, что это открытие. Сейсмологам давно уже известен фрактальный характер сейсмичности — лет 30. Представление о фрактальности появилось в середине 80-х, а с начала 90-х ученые-сейсмологи уже использовали его в своих исследованиях. Более того, я совместно с коллегами из других вузов в это время публиковал работы, связанные с использованием фрактальной размерности (одна из характеристик фрактального процесса) для улучшения прогностических возможностей одного из предвестников землетрясений», — отметил Завьялов.

Кроме того, ученый отметил, что в статье не даны конкретные результаты исследования команды из НИТУ МИСИС.

«Из всего, что сказано это: «За полгода возможно спрогнозировать землетрясение». А что значит прогноз землетрясения? Это значит указание места, времени и величины (магнитуды) грядущего сейсмического события с определенной погрешностью. Если хотя бы один из этих параметров не будет совпадать с параметрами реального события, то прогноз считается неудачным. Я бы порекомендовал коллегам из МИСИС опубликовать научную статью с конкретными данными и результатами в одном из ведущих геофизических журналов России. Тогда будет понятна прогностическая ценность их работы», — объяснил геофизик.

Ранее ученые связали суперлуние с катаклизмами на Земле.