Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Биологи защекотали крыс до писка, чтобы найти секрет их игривости

Neuron: блокировка особой зоны мозга лишила крыс возможности пищать от щекотки

Ученые из Университета Гумбольдта нашли часть мозга крыс, ответственную за социальные игры, например, щекотку. Исследование опубликовано в журнале Neuron.

Биологи выяснили, что во время щекотки часть мозга крысы, известная как околоводопроводное серое вещество (PAG), была особенно активной. Эта область среднего мозга — одна из самых древних и присутствует у млекопитающих, рептилий, рыб и насекомых. Она участвует в реакциях на боль и другие угрозы, а также связана со звуками, издаваемыми животными.

Когда у грызунов-подростков искусственно заблокировали PAG, исследователи заметили, что крысы меньше пищали во время щекотки, а также стали менее игривыми.

«Мы знаем, что звуки, в том числе смех, очень важны в игре, и это подтверждает идею о том, что в мозгу есть некая система, регулирующая это поведение. Например, дети проверяют наличие смеха, когда они играют и дерутся друг с другом. Если их товарищ по играм больше не смеется, они перестают драться. Крысы, конечно, не смеются, как человеческие дети, но когда им весело, они пищат на частотах, которые мы не слышим», — объяснили ученые.

Когда крыс поместили в стрессовую новую среду, животные проявили меньше интереса к игре. Это говорит о том, что PAG может «сосредоточиться» на игровом поведении только тогда, когда мозг не занят немедленными реакциями «беги или сражайся», то есть в отсутствие угрозы. Судя по всему, кроме PAG в реакции на щекотку играют роль и другие области мозга, связанные с памятью, эмоциями, сенсорными реакциями и принятием решений.

Понимание нейронных механизмов управления игрой в PAG находится в зачаточном состоянии, отметили авторы исследования. Теперь ученые проверят, участвует ли PAG аналогичным образом в играх других видов животных.

Игровое поведение когда-то считалось редким явлением в животном мире, но последние данные свидетельствуют о том, что птицы, пчелы, человекообразные обезьяны, сумчатые, ящерицы, черепахи, крокодилы и, возможно, даже рыбы могут участвовать в игре.

Ранее зоологи сообщили о медведе, уснувшем в необычном месте.