Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Ученые из США и ЮАР нашли следы древнейших ледников на Земле

EAG: в Южной Африке найдены древние следы старейших ледников

Международная группа ученых под руководством Орегонского университета обнаружила на юге Африки подтверждение того, что около 2,9 млрд лет назад Земля практически полностью могла быть покрыта льдом. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Geochemical Perspectives Letters, публикуемом Европейской ассоциацией геохимии (EAG).

«Мы обнаружили рядом с золотыми приисками в ЮАР великолепно сохранившиеся ледниковые отложения. Эта область — одна из немногих, дошедших до наших дней практически неизменной с ранних времен. Эти отложения представляют собой окаменевшие морены, по сути, обломки пород, которые оставил за собой тающий и отступающий ледник», — рассказал профессор Орегонского университета в Юджине Илья Биндеман.

Ледниковые отложения были найдены под крупнейшим месторождением золотой руды в мире — Витватерсранд. Оно располагается к юго-западу от Йоханнесбурга (столица ЮАР). Взяв образцы породы, внешне схожей с ледниковой, специалисты сравнили количество изотопов в ее составе. Специалисты проанализировали изотопы кислорода 16O, 17O, и 18O. Эти молекулы имеют разную массу. Их номера отражают разное суммарное число протонов и нейтронов в ядре атомов.

В ходе анализа ученые установили, что наносы обломков были сделаны ледниками. Доказательством тому послужил тот факт, что в ледниках нашли мало кислорода-18 и много кислорода-17. Это свидетельствует о минусовых температурах, в которых формировались ледники.

По словам Биндемана, найденные моренные отложения являются древнейшими из изученных ранее. Исследователи считают, что найденные ими породы могут указывать на тот факт, что 2,9 млрд лет назад Земля пережила глобальное или же частичное оледенение, в рамках которого значительная часть планеты была покрыта льдом. Также предполагается, что территория, на которой были найдены окаменевшие морены, три миллиарда лет назад находилась гораздо ближе к полюсу. Однако, чтобы точно установить это, необходимы новые исследования.

Ранее ученые рассказали, как таяние ледников ускоряет потепление за счет выбросов метана.