Британские ученые описали влияние глобального потепления на первый вылет пчел

Ecology and Evolution: глобальное потепление сдвигает время первого вылета у пчел

Ученые Редингского университета (Великобритания) в ходе исследования установили, что глобальное потепление способно повлиять на поведение диких пчел. Результаты работы опубликованы в журнале Ecology and Evolution.

Специалисты определили, что увеличение температуры на один градус Цельсия приводит к тому, что пчелы покидают свои гнезда на 6,5 дней раньше. В ходе эксперимента длительностью 40 лет ученые изучили 88 видов диких пчел в Великобритании. Проанализировав 350 записей о поведении насекомых, специалисты выявили значительный сдвиг в первом вылете диких пчел в среднем на 0,4 дня в год с 1980 года для всех видов.

Так как активность пчел начинается в конце зимы — начале весны, насекомые могут утратить синхронизацию с растениями, и у них может не хватать пищи, а в дальнейшем — энергии для эффективного опыления сельскохозяйственных культур. В результате насекомые могут полностью пропустить цветение растений, считают ученые. Это может снизить их шансы на выживание и произведение потомства.

Уменьшение эффективности естественного опыления может привести к тому, что фермерам придется использовать специально выведенных медоносных пчел, что понесет за собой определенные затраты, говорится в исследовании.

Авторы исследования прогнозируют, что если зимы станут на 1-4,5 градуса Цельсия теплее и на 30% более влажными к 2070 году, то весенний сезон начнется раньше и пчелы будут вынуждены вылетать раньше. Это изменение значительно повлияет на растения, которые сильно зависят от опыления, — например, яблони, которые к моменту окончания спячки могут быть не готовы к цветению.

Ранее ученые Пенсильванского университета рассказали, почему «кабачковые» пчелы выиграли от сельского хозяйства.