Внутренний океан Энцелада оказался богат необходимыми для зарождения жизни фосфатами

На спутнике Сатурна Энцеладе обнаружили фосфаты, основной «строительный блок» жизни

Внутри океана спутника Сатурна Энцелада содержится множество соединений фосфора. Статья об этом опубликована в Nature.

«Мы впервые обнаружили свидетельства наличия фосфата натрия в частицах льда, которые были выброшены гейзерами Энцелада и пойманы прибором CDA на борту зонда Cassini. Наши замеры и лабораторные опыты указывают на то, что фосфаты присутствуют в водах океана Энцелада в больших количествах, причем их концентрация оказалась в сотни раз выше, чем в океанах Земли», — сообщили Фрэнк Постберг и его коллеги. Анализ химического состава проводился методом масс-спектрометрии.

Фосфор в форме фосфатов жизненно важен для всего живого на Земле. Он необходим для создания ДНК и РНК, молекул-носителей энергии, клеточных мембран, костей и зубов у людей и животных и даже морского планктона.

Геохимические эксперименты и моделирование показывают, что такое высокое содержание фосфатов может быть достигнуто на Энцеладе и, возможно, в других ледяных океанических мирах либо на холодном морском дне, либо в гидротермальной среде с умеренными температурами. По мнению авторов, в подледном океане Энцелада сложилась щелочная среда, в нем присутствует большое число ионов угольной кислоты, но при этом почти не содержится ионов кальция. Это способствует образованию карбоната кальция, а также препятствует осаждению фосфора в виде нерастворимых апатитов из фосфата кальция.

Аналогичные условия, по мнению ученых, были и в водоемах ранней Земли, где зародилась жизнь.

Подробно о том, как внутри ледяных спутников планет-гигантов может существовать жидкий океан, можно прочитать в материале «Газеты.Ru».