Nutrition: комбинация нитратов и витамина C может улучшить работу сосудов при атеросклерозе

Ученые из Ноттингемского университета выяснили, что витамин С и пищевые добавки с нитратами могут улучшать функции сосудов и снижать риск сердечно-сосудистых заболеваний. Исследование опубликовано в журнале Nutrition.

Атеросклероз — заболевание, при котором просвет кровеносных сосудов сужается из-за накопления холестериновых бляшек. Это приводит к повышению риска инфарктов и инсультов. Исследования показали, что на ранних стадиях атеросклероза развивается эндотелиальная дисфункция — нарушение работы клеток, выстилающих стенки кровеносных сосудов. В норме эти клетки выделяют различные молекулы сдерживающие воспаление в сосудах и развитие атеросклероза — например, оксид азота NO.

Считается, что эндотелиальная дисфункция обратима, поэтому ученые предположили, что раннее внедрение вмешательств (изменения диеты или назначения лекарств) может замедлить развитие атеросклероза. В новом исследовании медики оценили эффективность пищевых нитратов (которые служат источником оксида азота NO в организме) и витамина С на функцию эндотелия сосудов.

Они выяснили, что в проведенных другими биологами экспериментах наблюдалось значительное улучшение функции эндотелия при добавлении нитратов в пищу мышей, страдавших от повышенного уровня холестерина. Испытания добавок с нитратами на людях имели противоречивые результаты, но в целом ученые пришли к выводу, что потребление нитратов из препаратов или пищи, богатой нитратами (свекольного сока), было связано с благотворным влиянием на функцию сосудов.

При этом из-за воспаления в сосудах при атеросклерозе биодоступность оксида азота NO снижена. Повысить ее может витамин C — это показали исследования на людях, в том числе и с хронической сердечной недостаточностью легкой или средней степени тяжести. Комбинация добавок с нитратами и витамина С значительно снижала жесткость артерий у взрослых и пожилых людей, а также снижала систолическое артериальное давление у пожилых людей. Два независимых исследования подтвердили эти результаты.

Таким образом, совместное добавление нитратов и витамина С может увеличить синтез оксид азота NO и улучшить функцию сосудов. Тем не менее, необходимы дальнейшие исследования с большим числом участников, чтобы оценить влияние добавок на распространенность атеросклероза, гипертонии, инсультов и инфарктов.