Генетик Крутовский объяснил, чем отличается геном долгожителей

Старение – это процесс накопления мутаций в организме, однако у долгожителей эти мутации не затрагивают важные участки генома, рассказал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, профессор кафедры геномики и биоинформатики Сибирского федерального университета (СФУ), генетик Константин Крутовский.

Самым старым геномом, который был исследован учеными, был геном Хендрике ван Андель-Шиппер (Hendrikje van Andel-Schipper, 1890-2005). Эта женщина прожила 115 лет и завещала свое тело науке.

«В ее лейкоцитах было обнаружено 450 мутаций, но ни одна из них не была губительной. Теломеры (концевые участки хромосом; считается, что биологический возраст человека можно определить по длине его теломер) были тоже значительно короче, чем обычно. Ее теломеры и кроветворные ткани полностью израсходовали свой жизненный запас. Можно сказать, что она умерла от старости», – отметил Крутовский.

Женщина не страдала от хронических заболеваний до самой смерти и умерла в короткий срок от метастазов рака желудка. Ее сердечно-сосудистая система была относительно здорова. Она не страдала и деменцией.

«Рак, конечно, ускорил ее смерть, но вряд ли намного. В 100 лет у нее обнаружили рак груди (рак желудка возник уже позже, незадолго до смерти), но его успешно прооперировали. Ей фактически повезло, потому что на протяжении всей ее жизни у нее не было серьезных мутаций. И так до 100 лет. А потом еще в течение 15 лет мутации шли, но с обычной частотой», – заключил генетик.

Подробнее о том, каким образом уже сейчас ученые в экспериментах продлевают жизнь мышам, и можно ли совсем отменить старение читайте в интервью «Газеты.Ru».