Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Палеонтологи обнаружили у тираннозавров губы, как у ящериц

У тираннозавров были губы, схожие с губами ящериц. Об этом сообщает Портсмутский университет.

Исследователи и художники спорят, были ли у тероподных динозавров, к которым относятся и высшие хищники, такие как тираннозавр и велоцираптор, безгубые рты. При отсутствии губ верхние зубы должны свисать над нижними челюстями, подобно тому, как устроена пасть у современных крокодилов. При этом выяснить это про ископаемых животных очень сложно — мягкие ткани плохо сохраняются в палеонтологической летописи, особенно не обладающие выраженной структурой, вроде губ.

В связи с этим Дерек Ларсон и его коллеги провели комплексное исследование палеонтологических остатков, чтобы выяснить, как был устроен рот динозавров. Авторы изучили структуру зубов, характер их износа и морфологию челюстей групп «губатых» и безгубых рептилий и обнаружили, что анатомия и функциональность рта теропод больше напоминают рот ящериц, чем крокодилов. Из этого следует, что у динозавров были ящероподобные ткани полости рта, в том числе чешуйчатые губы, покрывающие зубы.

«Удивительно, насколько зубы теропод похожи на зубы варанов. От самого маленького карликового варана до гигантского комодского варана зубы функционируют примерно одинаково. Таким образом, варанов удобно сравнивать с вымершими животными, такими как динозавры-тероподы, на основании сходства функций челюсти, даже если они не являются близкими родственниками», — поясняют авторы.

К таким выводам ученых подтолкнул не только характер износа зубов, но и их размер — они были достаточно маленькими, чтобы скрыться под губами. Кроме того, расположение маленьких отверстий в челюстях, которые снабжают нервами и кровью десны и ткани вокруг рта, у динозавров было больше характерно для ящериц, чем для крокодилов. Наконец, моделирование закрытия рта безгубыми челюстями тероподов показало, что нижняя челюсть должна была либо раздавить кости, поддерживающие челюсть, либо разъединить челюстной сустав, чтобы закрыть рот.