Японские биологи установили, что самцы ос используют шипы на пенисе как оружие

Биологи из Университета Кобе в Японии обнаружили, что самцы ос-каменщиков используют шипы на гениталиях для защиты от хищников. Работа ученых опубликована в журнале Current Biology.

У самцов ос нет яда, как у самок, соответственно, они не могут ужалить врага. Поэтому долгое время считалось, что они беззащитны. Однако ученые обнаружили, что это не совсем так. Два тонких выдвижных «генитальных шипа» находятся по обе стороны от фаллоса самца осы-каменщика. Осы используют их, чтобы удерживать самок на месте во время спаривания.

Изначально исследователи в лабораторных условиях изучали жизненный цикл ос. Когда один из членов команды держал самца насекомого в руке, он почувствовал «укол». Чтобы выяснить, что это было, ученые поставили эксперимент.

Они принесли в лабораторию японских древесных лягушек, поместили их в контейнеры с самцами ос-каменщиков и установили камеры. Как оказалось, самцы ос размахивают остроконечными фаллосами при столкновении с хищником – когда лягушки пытались съесть насекомое, они ранили лягушек и кололи их генитальными шипами.

В 35,3% случаев древесные лягушки выплюнули сопротивляющихся ос и оставили их в покое. Команда повторила эксперимент с самцами ос, у которых удалили гениталии, их всех проглотили.