Археологи обнаружили тела двух мужчин в свинцовых саркофагах в соборе Нотр-Дам

Ученые из Университета Тулузы обнаружили в саркофагах, погребенных в соборе Нотр-Дам, тела пожилого священника и молодого дворянина, которому отпилили череп после смерти. Об открытии сообщает The Guardian.

На следующий день после того, как три года назад загорелся собор Нотр-Дам, для осмотра повреждений были привлечены археологи. Во время раскопок в соборе в начале 2022 года исследователи обнаружили два необычных свинцовых саркофага.

В саркофагах они обнаружили останки двух состоятельных мужчин. Первого идентифицировали по табличке на его саркофаге. Это был 83-летний Антуан де ла Порт, умерший 24 декабря 1710 года. Де ла Порт был членом духовенства, ответственным за собор. Его останки хорошо сохранились: ученым удалось изучить его кости, волосы на голове и бороде, а также фрагменты его одежды. В саркофаг с ним поместили три медали. Зубы духовника были в отличном состоянии, а на теле почти не обнаружили признаков физической активности, то есть он вел крайне малоподвижный образ жизни. На пальце его ноги обнаружили признаки подагры — воспаления суставов, которое часто называли «болезнью королей», так как алкоголь и жирная пища часто провоцировали ее возникновение.

Останки второго мужчины, молодого человека, указывают на его тяжелую жизнь. Именной таблички на его саркофаге не было. Этому мужчине на момент смерти было от 25 до 40 лет. Он занимался верховой ездой с юных лет. За последние годы жизни он потерял большую часть своих зубов. Ученые предположили, что причиной смерти мужчины мог быть хронический менингит из-за туберкулеза.

Хотя волосы этого человека не сохранились, исследователи обнаружили листья и цветы вокруг его черепа и на животе. Череп мужчины был отпилен, а его грудь вскрыта для бальзамирования. Как отметили авторы находки, это была обычная практика в дворянстве тех времен. Сейчас ученые проводят дополнительные исследования, которые, возможно, позволят выяснить личность мужчины.