Ученые из Центрально-Европейского университета обнаружили, что младенцы в возрасте 14 месяцев уже могут самостоятельно обдумывать несколько альтернатив развития событий. Исследование было опубликовано в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.
Исследовали показывали 10- и 12-месячным младенцам видео-анимацию, в которой три разных объекта (кукла, игрушечный слон и мяч) двигались на двух экранах. У всех объектов верхняя часть выглядела одинаково. Когда объект появлялся на одном из экранов, его было видно целиком, на втором нижняя часть была закрыта. Ученые создали несколько сценариев: в одном случае верхняя часть была совместима только с одним вариантом, например, со слоном, в других – с двумя.
Когда детям показывали анимации, ученые фиксировали диаметр их зрачков, чтобы потом сравнить реакции на разные анимации. Исследование показало, что зрачки 14-месячных младенцев расширялись сильнее, когда они смотрели на сцену, предполагающую несколько вариантов. По словам ученых, увеличение зрачков говорит об усиленном умственном процессе и воображении — ребенок в этот момент продумывает все возможные варианты развития событий.
Способность воображать и сравнивать несколько возможных сценариев играет чрезвычайно важную роль в жизни человека. Эти результаты показывают, что основа для воображения и способности думать об альтернативных возможностях закладывается очень рано, еще до того, как дети осваивают речь.