ДНК-тест позволит выявлять 50 видов рака на ранней стадии

Онкологи разработали тест, который кардинально изменит диагностику рака

Онкологи разработали тест для обнаружения молекул ДНК 50 видов опухолей, которые традиционные методы диагностики не способны выявить на ранней стадии. Результаты опубликованы в Annals of Oncology.

В исследовании PATHFINDER изучалась точность теста MCED для обнаружения рака. В анализе приняли участие более 12 тысяч здоровых людей и людей с опухолями. MCED правильно определил наличие рака у 38% больных, в том числе и на ранних стадиях. Тест выдал ложноположительный результат лишь у 1,4% здоровых людей. Эти результаты показывают, что польза MCED для больных людей сильно перевешивает риски для здоровых.

Работа теста основана на обнаружении циркулирующей раковой ДНК (цДНК) в крови, которые отличаются от неопухолевой ДНК. MCED позволяет определить один из 50 подтипов рака, для которых были обнаружены такие специфичные ДНК.

Авторы исследования считают, что врачам и страховым компаниям нужно подготовиться к серьезным изменениям. Тесты MCED после валидации могут кардинально изменить диагностику опухолей, для которых сегодня нет вариантов скрининга, например, рака толстой кишки, поджелудочной железы и желудка. Тем не менее, ученые подчеркивают важность продолжения стандартного скрининга опухолей, в первую очередь, рака молочной железы и колоректального. Для этих опухолей скрининговые мероприятия остаются весьма эффективны.

Впереди ученых ждет работа по оценке влияния теста на выживаемость и смертность пациентов с трудно диагностируемыми опухолями, а также разработка наиболее эффективной стратегии скрининга: кому и где его проводить. Уже идет подготовка к проведению крупного рандомизированного клинического исследования с участием 140 тысяч британцев для оценки влияния MCED на клинические исходы.