Ученые открыли новый вид предка млекопитающих с чувствительными усами

Ученые обнаружили в камне челюсть древнего цинодонта. Статья об этом опубликована в Scientific Reports.

Цинодонты — это древние предки млекопитающих, наиболее продвинутая группа синапсид. Они занимали промежуточное положение между зверями и рептилиями, были покрыты шерстью и поддерживали тело теплым. При этом из-за небольших размеров их окаменелые остатки плохо сохраняются.

Окаменелости цинодонта размером с мышь обнаружили в твердом блоке породы возрастом около 220 миллионов лет. Механическое очищение горной породы могло привести к повреждениям, и потому ученые прибегли к неразрушающему методу исследования. Для этого они воспользовались источником нейтронов ANTARES Мюнхенского технического университета.

Используя холодные нейтроны с большой длиной волны, ученые смогли не просто отличить окаменевшие кости от окружающей их насыщенной железом породы, но и определить, что перед ними — новый вид цинодонтов. Его назвали Tessellatia bonapartei — «мозаичница Бонапарта», от латинского tessella («плитка в составе мозаики») и в честь Хосе Фернандо Бонапарта, известного аргентинского палеонтолога.

При этом в верхней челюсти был заметен тонкий нервный канал, через который к мозгу были «подключены» чувствительные вибриссы. Вероятное, животное проводило много времени в норе и выходило на поверхность ночью, когда хищники спали. Отдаленно это животное напоминало крыс.

Ранее ученые «воскресили» стрекот сушеного кузнечика загадочного вида, умершего 150 лет назад.