Российские ученые предложили новый способ борьбы с меланомой

Новый способ борьбы с трудноизлечимой меланомой, основанный на особенностях альтернативной структуры ДНК, предложили российские специалисты из НИУ ВШЭ в сотрудничестве с коллегами из США, Китая, Австралии и Японии. Подробности они изложили в статье в журнале Nature.

Z-ДНК — альтернативная структура ДНК с двойной спиралью, закрученной влево. Образование Z-ДНК происходит при воспалительных процессах и запускается интерфероном. При этом роль играют белки ADAR1 и ZBP1 — первый подавляет аутоиммунный ответ организма, а второй, наоборот, активирует его и запускает программу клеточной смерти для пораженных клеток. Также эти белки вырабатываются в клетках кожи, пораженных раком.

Исследователи вводили мышам, больным меланомой, препарат на основе молекул CBL0137, вызывающих массовое образование Z-ДНК. Это активировало белок ZBP1 независимо от ADAR1, в результате чего погибали фибробласты, поддерживающие рост опухоли, а раковые клетки вновь начинали реагировать на иммунотерапию. При этом неважно, какая именно мутация изначально спровоцировала рак.

Препарат с CBL0137 уже проходил клинические испытания, обращают внимание авторы работы. Если дальнейшие эксперименты окажутся успешными, в дальнейшем его можно будет использовать для пациентов с меланомой.

Ранее американские онкологи смогли обратить вспять метастазирование рака поджелудочной у пациентки, модифицировав ее собственные иммунные клетки и «натравив» их на раковые. Исследователям удалось добиться того, чтобы Т-лимфоциты пациентки распознавали мутантный белок внутри опухолевых клеток по фрагментам, оказавшимся на поверхности, при этом не затрагивая здоровые клетки.

Метастазы в легких уже спустя месяц уменьшились на 67% и стали слишком малы для биопсии. Спустя еще месяц они уменьшились на 79%, но в следующие девять месяцев их размер не менялся — возможно, теперь образования состоят из омертвевших клеток.

Ученые планируют пригласить для отработки метода и других пациентов с неизлечимыми видами рака.