Астрофизики придумали гравитационный телескоп, который позволит рассмотреть экзопланеты

Концепцию телескопа нового типа, который позволит рассмотреть в тысячу раз больше деталей, чем самая мощная технология визуализации, используемая в настоящее время, разработали исследователи из Института астрофизики элементарных частиц и космологии им. Кавли при Стэнфордском университете в США. Для этого они решили применить эффект искривления гравитацией пространства-времени, иначе говоря, эффект гравитационного линзирования, только манипулировать этим явлением предполагается более предсказуемым образом, не дожидаясь подходящих астрономических событий. Статья об этом опубликована в Astrophysical Journal.

Астрофизики Александр Мадурович и Брюс Макинтош рассмотрели эффект гравитационного линзирования Солнца в применении к наблюдениям планет за пределами Солнечной системы. Разместив телескоп так, чтобы изучаемая экзопланета находилась на одной линии с Солнцем (причем в этой связке оно будет находиться посередине), ученые смогут использовать гравитационное поле нашей звезды для того, чтобы собрать больше света от удаленной планеты. В отличие от увеличительного стекла с изогнутой поверхностью, преломляющей свет, гравитационная линза искривляет само пространство-время, что и позволяет более четко отобразить самые удаленные объекты.

«Мы хотим делать снимки планет, обращающихся вокруг других звезд, при этом они должны выглядеть не хуже, чем имеющиеся уже снимки планет в нашей Солнечной системе, — пояснил один из авторов статьи, заместитель директора Института астрофизики элементарных частиц и космологии им. Кавли Брюс Макинтош. — С помощью этой технологии мы надеемся сделать снимок планеты с расстояния 100 световых лет, который будет иметь такой же общественный резонанс, как и первый снимок далекой Земли, сделанный Apollo 8».

Для восстановления искаженных гравитационной линзой изображений предполагается использовать алгоритм, предложенный Вячеславом Турышевым из Лаборатории реактивного движения NASA. Загвоздка пока в том, что предлагаемая технология потребует более далеких космических экспедиций, чем все те, что доступны в настоящее время, к тому же для снимка каждой очередной экзопланеты придется очень долго «передвигать» телескоп. Так, чтобы получить изображения ближайших экзопланет посредством солнечной гравитационной линзы, телескоп должен быть расположен как минимум в 14 раз дальше от Солнца, чем Плутон, то есть выдвинуться далеко за пределы Солнечной системы. Но без такого телескопа для получения картинки описываемого разрешения пришлось бы построить оптический телескоп, в 20 раз превышающий диаметр Земли. Так что перспективы этой задумки все же довольно велики, ведь потенциально она позволит изучить планеты, недоступные другим методам, и авторы статьи уверены, что через полсотни лет все это может стать реальностью.