Ученые нашли способ продлить жизнь пациентам с раком мозга

Биомаркер, указывающий, каким пациентам с глиобластомой поможет иммунотерапия, обнаружили ученые из Северо-Западного университета в США. Подробнее об этом они рассказали в статье в журнале Nature Cancer.

Для восприимчивых к иммунотерапии пациентов с глиобластомой лечение позволит продлить жизнь на 20-30%. Однако для этого сначала нужно научиться определять таких пациентов.

При иммунотерапии глиобластомы препараты воздействуют на белок PD1, который находится в Т-клетках и помогает держать иммунные реакции организма под контролем, позволяя раковым опухолям расти. Если этот белок заблокировать, иммунная система «слетает с тормозов» и способность Т-клеток бороться с раковыми клетками значительно повышается.

Ранее считалось, что иммунотерапия бесполезна при глиобластоме — исследования не показывали увеличения выживаемости у группы, получавшей иммунотерапию, по сравнению с остальными. Однако отдельные пациенты все же давали устойчивый ответ на лечение.

Тогда исследователи решили выяснить, чем эти пациенты отличаются от остальных. Оказалось, в их организме повышена концентрация фосфорилированного белка ERK, который играет важную роль в пролиферации раковых клеток. Чем выше было содержание ERK у пациента, тем выше были его шансы на продление жизни.

Исследователи надеются, что этот подход позволит более эффективно продлевать жизнь пациентам с глиобластомой. Если опухоль нельзя полностью удалить хирургически, она с большой вероятностью продолжит расти. Однако лечение позволит сдержать рост и подарить пациентам до нескольких лет жизни.