«Пылевых дьяволов» назвали виновниками микроволновых сигналов с Марса

Микроволновое излучение с Марса, которое было зафиксировано системой дальней космической связи NASA в 2009 году, могло возникнуть из-за пылевых бурь и «пылевых дьяволов» в атмосфере Марса. К такому выводу пришли физики. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Icarus.

Указывается, что на Земле аналогичное излучение связывают с так называемым резонансом Шумана – стоячими электромагнитными волнами сверхнизких частот, которые возникают из-за разрядов молний.
Но на Марсе не бывает грозовых облаков, однако удары тока могут возникать в атмосфере красной планеты во время пылевых бурь.

«Мы определили, по какому механизму частицы пыли могут порождать марсианский резонанс Шумана», – говорится в научной работе.

Главными «дирижерами» климата и погоды на Марсе оказались пылевые бури и атмосферные явления, связанные с накоплением твердой материи в воздухе. Они повышают температуру воздуха на несколько десятков градусов, затеняют поверхность планеты, а также ускоряют улетучивание воды из атмосферы планеты прямо в открытый космос.

Планетологи давно пытались понять природу пылевых бурь и «пылевых дьяволов» на Марсе. «Пылевые дьяволы» — это относительно небольшие вихри диаметром в несколько десятков метров с молниями и прочими атмосферными разрядами электричества.

Ученые пришли к выводу, что они могут образовываться при столкновении частиц пыли с молекулами марсианского воздуха, тогда возникает их взаимное трение.

Подобные разряды, связанные с «пылевыми дьяволами», могли стать причиной необычного микроволнового излучения, зафиксированного антенной дальней космической связи NASA в 2009 году. Как раз тогда на красной планете разбушевалась пылевая буря.

Ранее космическое агентство США NASA опубликовало на YouTube видео со звуками, которые слышны на Марсе. Их записал ровер Perseverance. Он оснащен качественными микрофонами, которые способны хорошо передавать акустической фон на красной планете.