Ученые выяснили, почему кашалоты дерутся с кораблями

Международная команда ученых решила проверить, насколько верна гипотеза о способности кашалотов головой пробивать суда, которые больше них в пять раз, и что провоцирует их на агрессивное поведение. Исследование, доказывающее, что всему виной любовное чувство кашалотов, было опубликовано в журнале PeerJ.

Одним из первых о таком поведении кашалотов рассказал Оуэн Чейз, чье китобойное судно «Эссекс» в ноябре 1820 года потерпело крушение после столкновения с морским животным. Чейз оставил воспоминания о том, как разъяренные киты несколько раз таранили «Эссекс», в конечном итоге разбив его вдребезги. Происшествие на судне и чудесное спасение некоторых членов экипажа вдохновило Германа Мелвилла на создание романа «Моби Дик, или Белый кит».

Приступив к работе, исследователи еще раз изучили строение лба кашалотов. В непропорционально большой голове животных находятся особые мешочки, которые вырабатывают жир. По размеру мешочки намного больше у самцов, чем у самок. После охлаждения жира появляется осадок в виде спермацета, который активно использовался в изготовление лекарств, мазей и свечей. Получение спермацета и составляло суть китобойных промыслов.

Инженеры создали компьютерную модель, имитирующую таранные удары кашалотов. После изучения различных видов направления и силы удара кашалотов исследователи заключили, что соединительные ткани спермацетовых мешочков поглощают нагрузку от удара и защищают череп от разрыва.

Ученые считают, что высокая защитная способность лба кашалотов развилась в результате естественного отбора: в столкновениях за самку должен был выживать сильнейший. Поражение лобной части выводит противника из строя. Агрессивные таранные удары являются общим признаком сухопутных предков китообразных – парнокопытных. Исследователи надеются, что результаты их работы заинтересуют коллег, занимающихся изучением механизмов бодания.

Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом