Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

«Радиоастрон» уличил квазар 3C273 в превышении теоретически возможной температуры

Квазар 3C273, открытый еще в 1963 году, загадал новую загадку астрономам – наблюдения за ним с помощью телескопа «Радиоастрон» показали, что он имеет эффективную температуру от 10 трлн до 40 трлн градусов, а это примерно в 10 раз выше значений, которые допускает теория, говорится в статье, опубликованной в ведущем научном журнале Astrophysical Journal Letters.

«Это противоречит нашим представлениям о природе излучения квазаров. Нам пока не удалось найти удовлетворительное объяснение обнаруженного 10-кратного «превышения температуры». Полагаю, за этим поразительным результатом скрывается новая глава в изучении дальней Вселенной», — говорит руководитель проекта «Радиоастрон», руководитель Астрокосмического центра ФИАН Николай Кардашев.

В центре спиральных галактик находятся сверхмассивные черные дыры, масса которых может в миллионы и миллиарды раз превышать массу Солнца. Некоторые из них — так называемые активные ядра галактик — испускают мощные потоки электромагнитного излучения. В класс таких объектов входят и квазары, которые являются одними из самых ярких объектов во Вселенной. Это компактные объекты, яркость которых может превышать яркость целой галактики.

Исследование квазаров позволяет лучше понять физику экстремальных состояний материи и, в частности, изучить, как «работают» сверхмассивные черные дыры. Возможности «Радиоастрона» позволили впервые зарегистрировать экстремальную яркость ядра квазара – в результате было получено значение эффективной температуры от 20 трлн до 40 трлн градусов Кельвина. Эффективная температура в данном случае лишь косвенно связана с «обычной» — этим термином ученые обозначают температуру абсолютно черного тела, которое излучало бы с обнаруженной яркостью.

Это значение поставило ученых в тупик: дело в том, что эффективная температура плазмы, из которой состоят джеты квазаров, не может превышать 500 млрд градусов. Потолок температуры связан с так называемой обратной комптоновской катастрофой – если энергия электронов превышает этот предел, они начинают лавинообразно передавать энергию фотонам и охлаждаться. Но квазар 3C273 нарушает это ограничение, даже учет известного эффекта релятивистского усиления оказывается недостаточным для объяснения этого феномена.

Мужчина ударил сотрудника безопасности Московского метро бутылкой по голове