В топ-10 открытий 2014 года по физике вошли две работы с участием россиян

Престижный научный журнал Physics World назвал топ-10 прорывных открытый уходящего года в области физики. В двух из них фигурируют российские институты.

Главным открытием года признана первая в истории человечества посадка научного модуля на поверхность кометы — речь идет о состоявшейся в ноябре посадке аппарата «Филы» на поверхность кометы Чурюмова — Герасименко. Одна из задач модуля заключалась в том, чтобы получить данные о составе грунта на поверхности кометы. Эти данные были получены научным модулем «Филы» благодаря уникальному радиоактивному источнику на основе изотопа кюрий-244, изготовленному предприятием госкорпорации «Росатом» — димитровградским Научно-исследовательским институтом атомных реакторов (НИИАР). На борту модуля «Филы» установлен спектрометр альфа-частиц и рентгеновского излучения APXS — прибор для изучения элементного состава вещества поверхности кометы. В результате облучения грунта альфа-частицами от источника на основе кюрия-244 возникает вторичное излучение, по которому можно судить о составе поверхности кометы.

Другая работа с участием российских ученых, которую выделил журнал Physics World, помогла подтвердить термоядерную модель, раскрывающую механизмы горения Солнца. Результаты этих исследований были опубликованы в журнале Nature. Работа выполнена объединенным в коллаборацию Борексино международным коллективом ученых из нескольких научных центров Европы, США и России. С российской стороны в работах участвуют ученые НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (НИИЯФ МГУ), Объединенного института ядерных исследований, НИЦ «Курчатовский институт», Петербургского института ядерной физики имени В.П. Константинова, НИЯУ «Московский инженерно-физический институт».

Результаты исследования помогли международному коллективу ученых сделать вывод, что выделяемая Солнцем энергия не менялась достаточно длительный период времени — около 100 тыс. лет.

Также благодаря проведенным исследованиям определены фундаментальные свойства солнечных нейтрино, которые рождаются в термоядерных процессах глубоко в недрах нашего светила, затем беспрепятственно проходят толщи солнечного вещества и в течение чуть более восьми минут достигают Земли.

Исследования проводились с помощью детектора Борексино, установленного в подземной лаборатории Гран Сассо Национального института ядерной физики Италии (INFN). Детектор Борексино — единственный в мире позволяет изучать не только нейтрино, испущенные Солнцем, но и нейтрино, образованные в недрах нашей Земли, и даже нейтрино от атомных станций. Речь идет об открытии, позволившем выяснить особенности рождения энергии Солнца.

Международный проект «Борексино», в который входят специалисты нескольких российских научных центров, впервые в истории изучения Солнца выяснил, что почти вся энергия нашего светила обусловлена термоядерной реакцией слияния двух ядер водорода, протонов, с образованием дейтерия, уточняет сайт НИИЯФ МГУ.

В Белгороде сообщили о работе системы ПВО