Ученые открыли новый принцип образования нейронов

Группа исследователей из Каролинского института в Швеции под руководством нашего соотечественника Игоря Адамейко выяснила, как образуются нейроны парасимпатической нервной системы. Это важная часть нервной системы, которая регулирует сокращение сердца, тонус сосудов, работу желудочно-кишечного тракта и других органов. Результаты работы нейробиологов опубликованы в журнале Science.

В процессе развития эмбриона образуются сотни типов различных клеток. Как объясняет Игорь Адамейко, многие из этих клеток возникают из нервного гребня (часть эмбриональной нервной трубки) и активно мигрируют. Пока эмбрион маленький, клетки легко преодолевают такие расстояния: «мигрирующие клетки могут легко добираться до своих пунктов назначения по специальным маршрутам, обозначенным навигационной машинерией растущего эмбриона».

Но нейроны парасимпатической нервной системы, которые расположены во многих органах тела, образуются на той стадии развития эмбриона, когда он уже довольно большой. Для ученых долгое время оставалось загадкой, как они туда попадают. Разгадать эту загадку ученым Каролинского института удалось, построив трехмерную модель эмбриона специальной трансгенной мыши. Они показали, что нейроны парасимпатической нервной системы образуются из предшественников клеток глии, или Шванновских клеток. Когда эти клетки созревают, они наматываются на длинные отростки нейронов, формируя изолирующую оболочку.

Незрелые клетки-предшественники этих Шванновских клеток транспортируются на большие расстояния по периферическим нервам. Эти нервы прорастают к различным органам и доставляют туда клетки-предшественники фактически на себе, а потом отделяются от нервов и дают начало нейронам.

Как объясняет Игорь Адамейко, это новый принцип формирования клеточных элементов – рекрутирование стволовых клеток с транспортных нервных волокон. По его мнению, этот принцип может быть использован и при регенерации взрослых тканей.

«Данные, полученные в нашем исследовании, позволят в будущем развить новые регенеративные концепции лечения врожденных заболеваний вегетативной нервной системы», — сказал Игорь Адамейко «Газете.Ru».

Над могилой лидера группы «Король и Шут» Горшенева установили камеру наблюдения