Антропологи показали существенную роль бабушек в эволюции человечества

24.10.2012 09:23   |  РИА «Новости»

Американские антропологи показали, что бабушки играли существенную роль в эволюции человечества, при помощи математической модели, имитировавшей жизнь племени человекообразных обезьян в течение 60 тысяч лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Долгая жизнь после наступления менопаузы у женщин объясняется так называемой «гипотезой бабушки». По этой теории, бабушка помогает своим дочерям выращивать и воспитывать детей, и тем самым увеличивает шансы на сохранение и дальнейшую передачу своих генов. Группа антропологов под руководством Кирстен Хоукс из университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити (США) проверила эту гипотезу на прочность, построив относительно простую математическую модель, описывавшую жизнь группы приматов.

В рамках своей модели ученые наблюдали за тем, как менялась продолжительность жизни после наступления половой зрелости в двух группах приматов — обычных обезьян и стаи с «бабушками».

По замыслу Хоукс и ее коллег, «бабушками» могли стать только самые опытные и пожилые самки — минимальный возраст бабушки составлял 45 лет, а максимальный — 75 лет. Доля бабушек в первом поколении приматов составляла лишь 1% от общего числа самок. Такие бабушки ухаживали за одним двухлетним ребенком, матерью которого могла выступать любая из самок в группе.

Ученые воплотили эту модель в компьютерной программе и проследили, как менялась продолжительность взрослой жизни у представителей двух групп на протяжении 60 тысяч лет раздельной эволюции. Ее «двигателем» выступали случайные мутации, которые увеличивали или уменьшали длину жизни ее носителя и его потомков на некое произвольное значение.

К удивлению антропологов, даже небольшое число бабушек в племени кардинально изменило характер его эволюции. Так, средняя продолжительность жизни обезьян в таких стаях увеличилась до 49 лет, а число бабушек — до 43% от общего числа женщин, за первые 24 тысячи лет эволюции. С другой стороны, «обычная» группа приматов осталась на том же уровне долголетия, что и шимпанзе и гориллы, на протяжении всех 60 тысяч лет развития — 28-29 лет.

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости дня