Палеонтологи сомневаются в возможности найти живые клетки мамонта

Специалисты Палеонтологического института РАН сомневаются в истинности сообщений о том, что в ходе экспедиций в Якутии были обнаружены живые клетки мамонта, которые якобы можно будет использовать для воссоздания этих вымерших млекопитающих, сообщает РИА «Новости».

«Я сомневаюсь, что это действительно произошло. Структура клетки с ядром при специальных условиях в глубокой заморозке может сохраниться, но живое - это значит постоянный, стабильный обмен с внешней средой, должна выделяться углекислота, перерабатываться питательные вещества. Пока что ни на одном из мамонтов не то, что реальных живых клеток, но пока что не удалось получить даже полной цепи ДНК», - сказал доктор биологических наук Александр Агаджанян, заведующий лабораторией млекопитающих ПИН РАН.

Ранее представитель Северо-Восточного федерального университета сообщил, что палеонтологическая экспедиция «Яна-2012» обнаружила в Усть-Янском районе Якутии живые клетки мамонта, которые могут быть полезны для «клонирования» этих животных. По словам руководителя экспедиции, директора Музея мамонта Семена Григорьева, экспедиции удалось найти мягкие и жировые ткани, шерсть, костный мозг этих вымерших млекопитающих.

Агаджанян отметил, что находки кератина - волос, шерсти, копыт, жировых компонентов тканей мамонта известны еще с начала 20 века, со времен Березовского мамонта, найденного в 1912 году. Однако наличие остатков тканей не означает, что в них присутствуют живые клетки.
Ученый добавил, что известны очень древние живые растительные клетки, в частности, семена, сохранившие всхожесть после тысяч лет пребывания в мерзлоте, но мамонты гораздо древнее их.

«Возраст таких растительных клеток - 2-3 тысячелетия, но мамонтова эпоха - это почти десять тысяч лет назад. Самый поздний мамонт, найденный на континенте - это 8 тысяч лет. На островах Врангеля самые молодые кости мамонта - 3,8 тысячи лет», - сказал ученый.
Агаджанян подчеркнул, что использовать термин «клонирование» по отношению к гипотетической процедуре воссоздания мамонтов неправильно. Клонированием называют процедуру получения из соматической клетки целого организма, в то время как мамонтов планируют возрождать путем «подсадки» мамонтовой ДНК в яйцеклетку слона. «Это совсем другая процедура», - отметил он.

Его коллегу, ведущего научного сотрудника ПИН РАН доктора биологических наук Александра Маркова насторожило, что информация о «живых клетках» появилась в СМИ, а не в научных журналах.

«В серьезной науке не принято о серьезных результатах рассказывать сначала журналистам. Такое поведение вызывает очень большие сомнения. Это очень дурной тон, и как правило, в большинстве случаев, когда такое происходит, это означает, что открытие сомнительное», - сказал Марков.

По его словам, если ученый сделал поразительное открытие, он может опубликовать статью в высокорейтинговых научных журналах - Science, Nature, стать значительной научной величиной.

«Это гораздо выгоднее любому ученому, чем такая дешевая популярность в СМИ. Если он пошел по второму пути это вызывает сомнения», - сказал он.

Вместе с тем, он не стал отвергать теоретическую возможность находки живых клеток мамонта, отметив, что в науке достаточно часто со временем становилось возможным то, что исключали почти все ученые.

Российские военные уничтожила воздушную цель над Черным морем вдали от Севастополя