Геи из города Помпеи

Анализ ДНК показал, что обнимающиеся женщины из Помпей оказались мужчинами

Пара обнявшихся женщин, погребенных две тысячи лет назад под пеплом Везувия и найденных в прошлом веке, оказалась мужчинами. Это удалось выяснить благодаря анализу ДНК и другим современным методам исследования. Возможно, они состояли в любовных отношениях, считают археологи. Очевидно одно — кровными родственниками они не были.

Археологи выяснили, что две обнимающиеся женщины, останки которых были найдены почти сто лет назад во время раскопок в Помпеях, возможно, были гомосексуальными мужчинами. Проверить эту гипотезу вряд ли когда-нибудь удастся, однако списывать ее счетов нельзя, считают исследователи. Об открытии сообщает издание The Telegraph.

24 августа 79 года произошло извержение вулкана Везувий. Оно породило гигантское, до 33 км высотой, раскаленное облако вулканического пепла, дыма и камней, которое накрыло римские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, находившиеся у подножия вулкана. По оценкам экспертов, тепловая энергия, выделившаяся при извержении, до 500 раз превосходила ту, которая выделилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.

Причиной гибели жителей стал пирокластический поток — смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней, движущаяся со скоростью до 700 км/ч и достигающая 800°C.

«Огромное черное облако быстро надвигалось… из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного бо́льшие», — писал о происходившем древнеримский политический деятель и писатель Плиний Младший. Также он видел «море, которое уходит вдаль от береговой линии в результате другого мощного землетрясения, после чего рыбы и другие морские обитатели оказались на голом песке». Плиний наблюдал за извержением с противоположного от Помпей берега Неаполитанского залива, из города Мизенума. А его дядя Плиний Старший погиб, отравившись серными испарениями, в Стабиях, где пытался помочь людям.

По оценкам ученых, во время извержения погибло около 16 тыс. человек. Из-за высоких температур они фактически запеклись заживо (более ранние версии предполагали гибель от удушения). Города оказались покрыты многометровым слоем вулканических выбросов, которые законсервировали их на долгие столетия. Во время раскопок, первые из которых были проведены лишь в XVIII веке, археологи обнаружили улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных. Сейчас не раскопаны еще около 23% Помпей.

Одной из примечательных находок были останки двух тел обнявшихся людей.

Они лежали на боку, лицом к лицу, и один прижимался головой к груди другого, словно в поисках защиты. Останки обнаружил археолог Витторио Спинаццола в начале XX века в Доме Криптопортика. Тогда археологи сочли тела женскими и прозвали их «двумя девами». За прошедшие века мягкие ткани разложились, не оставляя шансов точно определить пол погибших. Позу же удалось восстановить, залив гипсом образовавшиеся пустоты.

Однако современные антропологические тесты вкупе с анализом ДНК костей и зубов и компьютерной томографией показали, что погибшие были мужского пола — одному из них было около 18 лет, другому 20 или чуть больше.

Вероятно, они были друзьями или, возможно, даже любовниками — в Древнем Риме гомосексуальные отношения между мужчинами были весьма распространены.

«Помпеи не перестают удивлять, — говорит управляющий центром изучения Помпей Массимо Осанна. — Мы всегда считали, что это объятия двух женщин, но компьютерная томография и анализ ДНК показали, что это мужчины. Нельзя с уверенностью сказать, были ли эти двое любовниками, но их поза позволяет сделать такое предположение. Сложно сказать определенно».

«Когда выяснилось, что эти двое не девушки, некоторые ученые предположили, что между ними могла существовать некая эмоциональная связь, — рассказывает глава исследовательской группы профессор Стефано Ванакоре. — Но речь идет лишь о гипотезе, которую нельзя проверить.

Но можно точно сказать, что пара не состояла в родственных отношениях, они не были ни братьями, ни отцом и сыном».

С 2015 года исследователи сделали 86 подобных гипсовых слепков погибших при извержении людей. Они пополнили коллекцию многочисленных находок, рассказывающих историю города. Так, например, о мыслях местных жителей можно узнать по надписям на стенах, содержание которых варьируется от рекламного до откровенно хулиганского, например с грубой критикой кандидатов в городские власти. Также в городе были найдены более 25 борделей, в которых содержались проституированные женщины греческого и восточного происхождения, множество пекарен и цехов по обработке шерсти.

А неподалеку от Помпей, на территории Виллы папирусов, были найдены миниатюрные солнечные часы в форме свиного окорока. Археологи обнаружили их еще в 1760-х годах, но только в 2017 году благодаря созданию 3D-модели удалось выяснить, как они работали — вертикальные линии, нанесенные на поверхность, отсчитывали месяцы, а горизонтальные — часы, прошедшие после восхода солнца или оставшиеся до заката. Чтобы определить время, нужно было расположить устройство так, чтобы тень гномона указывала на текущий месяц, а затем отсчитать количество горизонтальных линий вниз от самой верхней горизонтальной черты до ближайшей к кончику тени горизонтальной линии. Это число равнялось количеству часов после восхода солнца.