Медальный дофамин

От чего на самом деле зависит успех в спортивных соревнованиях

Успех в спортивных состязаниях связан с особенностями белка, доставляющего дофамин в мозг. К такому выводу пришли итальянские ученые, проанализировавшие ДНК спортсменов-любителей и профессионалов.

В течение многих лет ученые пытаются понять, почему одни спортсмены привозят с состязаний кубки и золотые медали, а другие никак не могут выбиться в лидеры. Недавно, например, международная команда ученых предположила, что успешность выступления спортсмена напрямую зависит от времени выступления и циркадных ритмов человека. Если время выбрано неудачно, то результат может на целых 26% отличаться от того, какой был бы достигнут в подходящее для спортсмена время суток.

Группа ученых из Университета Пармы (Италия) провела исследование и выяснила, что результаты спортсменов зависят от особенностей их дофаминового транспортера (DAT). С результатами работы можно ознакомиться в издании Journal of Biosciences.

В ходе исследования ученые выделили ДНК из крови или слюны 50 профессиональных спортсменов — 16 женщин и 34 мужчин, которые побеждали на Олимпийских играх или других соревнованиях международного уровня, и 100 любителей — 40 женщин и 60 мужчин, которые просто регулярно занимались спортом. В частности, итальянцы изучали, чем различаются четыре гена у профессионалов и любителей (важно отметить, что участниками эксперимента были как темнокожие мужчины и женщины, так и белые). Все добровольцы занимались разными видами спорта — волейболом, теннисом, бегом, баскетболом, бейсболом и греблей на каноэ.

Первый ген, который изучали итальянцы, был связан с мышечным ростом (MSTN), второй — с доставкой нейромедиатора дофамина в мозг, третий — с регуляцией уровня серотонина, четвертый — с разрушением нейромедиаторов.

В итоге ученые выяснили: у профессиональных спортсменов и любителей различается только один ген — DAT, отвечающий за транспортировку дофамина, известного как «гормон удовольствия» (в науке он называется сложным словом «дигидрооксифенилэтиламин»). DAT — это белок, который располагается на мембране нервных клеток. Известно, что, когда работа этого белка нарушается, у людей повышается риск заболеть СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), шизофренией, раком, болезнями Альцгеймера и Паркинсона. Также у них повышается вероятность стать близорукими.

Дофамин служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения).

По словам ученых, генотип 9/9 гена DAT встречался у 24% профессиональных спортсменов и только у 5% любителей. Носителями аллели 9 гена DAT оказался 51% профессионалов и лишь 29,5% тех, кто занимается спортом на любительском уровне.

Итальянцы утверждают, что дофамин отвечает за то, как человек борется со стрессом и преодолевает боль, а также за работу системы вознаграждения и повышения мотивации.

Таким образом, авторы работы выступают за идею, что спортсмены-профессионалы отличаются от любителей с точки зрения психики, а не только с точки зрения физической подготовки.

«Ранее проводившиеся исследования на животных показали, что DAT связан с возрастанием мышечной активности и расходом энергии, — говорит Джон Саламон, профессор психологии из университета в Коннектикуте. — Поэтому вполне вероятно, что ген DAT связан с тем, как спортсмены показывают себя на состязаниях».

Кстати, в 2012 году было проведено два исследование, в ходе которого выяснилось, что именно DAT отвечает за рискованное поведение у лыжников и сноубордистов. По мнению авторов работы, спортсмены, способные идти на риск, в конечном счете и зарабатывают большее количество медалей.