Жизнь за вождя

Ученые рассказали о религиозных причинах появления социальной иерархии

Человеческие жертвоприношения оказывают прямое влияние на социальное неравенство, выяснили ученые. О том, как выбирались и приносились сакральные человеческие жертвы и почему в эпоху позднего палеолита труднее всего приходилось карликам, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

В религиозном сознании априори присутствует идея о неравенстве: человек признает, что он находится во власти высших существ. Принося жертвы, человек вступает в отношения со своим божеством. Свидетельства об умерщвлениях людей с целью успокоить или умилостивить высшие силы встречаются в письменных источниках древних германцев, арабов, тюрков, африканцев, китайцев, японцев.

В ходе недавнего исследования психологи, антропологи и социологи из Австралии, Новой Зеландии и Германии пришли к выводу, что ритуальные человеческие жертвоприношения, которые в некоторых обществах сохранялись вплоть до ХХ века, имеют непосредственное отношение к формированию и укреплению социальной иерархии. Эта гипотеза под названием «гипотеза социального контроля» существовала и ранее:

согласно теории, человеческие жертвоприношения заставляют людей рассматривать существующую власть как легитимную, а значит, стабилизируют текущую социальную систему.

Впрочем, до проведения указанного исследования гипотеза социального контроля не была подтверждена научными методами, а существовала только в виде наблюдений и умозаключений. Теперь же доказывающая гипотезу научная статья была опубликована в последнем номере журнала Nature.

В ходе работы ученые опирались на филогенетику — науку, выявляющую связи между живыми существами определенной экосистемы. В данном исследовании методы филогенетики позволили выявить общие корни разных культур и определить закономерности их развития. Исследовательская группа проанализировала все имеющиеся этнографические данные о 93 народностях, объединенных по языковому принципу в австронезийскую группу: в это объединение входят тайваньцы, индонезийцы, филиппинцы, малайзийцы и полинезийцы. Исследователи обратились именно к этим этносам из-за большого разнообразия моделей устройства их обществ: от небольших эгалитарных, основанных на родственных связях и признающих равноправие между всеми членами (такой строй наблюдается, к примеру, у добуанцев), до таких, где власть сосредоточена в руках большинства, что встречается у гавайцев. Неодинаковы и географические условия: народности проживают и на континентах в соседстве с другими культурами, и в изоляции на крошечных островах в Тихом океане.

Религиозные верования народов австронезийской группы разнятся, однако ритуалы с приношением людей в жертву в разные периоды развития их обществ были зафиксированы у всех.

Согласно сохранившимся записям, в качестве жертвы, как правило, избирались либо люди невысокого социального происхождения, либо вообще не имевшие прав, например рабы. Свидетельства о человеческих жертвоприношениях можно найти и в мифологических сказаниях, которые передаются из поколения в поколение до сих пор. Так, практически во всех культурах встречаются легенды о драконах: чтобы задобрить их, людям требовалось отдавать им на съедение самых прекрасных юношей и девушек племени.

Проводили ритуалы служители культов или вожди племен, которые, по представлению народов, являлись наместниками божества на земле. Ученые также обнаружили большое количество вариантов проведения сакральных ритуалов: людей топили, сжигали, четвертовали и так далее.

Каждая из 93 культур анализировалась по таким признакам, как наличие или отсутствие ритуалов человеческих жертвоприношений, и по уровню социального неравенства.

В первой части работы ученые рассматривали общества со средней и высокой степенью социальной стратификации (социального расслоения), пытаясь понять, действительно ли ритуалы жертвоприношений развивались синхронно с социальным расслоением. Затем ученые анализировали ту же самую зависимость на примере эгалитарных обществ и обществ со средним уровнем расслоения.

В результате работы выяснилось, что религиозные жертвоприношения практиковались в 5 из 20 эгалитарных обществ (25%), в 17 из 46 умеренно стратифицированных обществ (37%) и в 18 из 27 обществ с высокой степенью иерархии (67%).

На основе истории развития народностей и статистических данных ученые определили, что в австронезийских культурах человеческие жертвоприношения служили наказанием за нарушение табу, одновременно с этим подчеркивая высокий статус одних членов общества и низкий статус других. Возможность общения с высшими силами, которая закреплялась только за вождями или жрецами, позволяла устанавливать социальный контроль над соплеменниками. Авторы исследования утверждают: модели, демонстрирующие связь между развитием ритуалов жертвоприношений и укреплением общественного неравенства, доказывают, что

убийства людей в религиозных целях действительно способствовали стабилизации общественного строя, а также постепенно «сдвигали» его в сторону более жесткой иерархии.

Если в ХХ веке в жертву, как правило, приносили выходцев из низких социальных слоев, то охотники и собиратели, жившие в эпоху позднего палеолита, примерно 28 тыс. лет назад, часто приносили в жертву людей с физическими патологиями, например карликового роста. Об этом на страницах журнала Current Anthropology рассказали итальянские ученые после изучения останков и устройства древних захоронений в пещере Ромито в Калабрии, а также на стоянке Сунгирь, обнаруженной во Владимирской области.

Исследователи пришли к выводу, что это были не простые погребения, а следствия ритуальных жертвоприношений: могилы с останками физически неразвитых людей были оформлены особым образом, а предметы, которые были в них обнаружены, например бусы, создавались специально для обрядов, так как они не использовались в быту.

Стоит заметить, что выбор жертвы на основе физических данных также говорит о неравном отношении к разным людям в древнем обществе. Кроме того, по мнению одного из исследователей, Винченцо Формиколы, карликов могли опасаться, ненавидеть или, напротив, особенно почитать.