Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков
`

Мужчины доминируют, женщины мечтают

Исследование показало, что мужчины продолжают оставаться властными, а женщины — зависимыми

Екатерина Шутова 11.03.2016, 16:03
Shutterstock

Ученые выяснили, что современное общество продолжает оставаться таким же сексистским, как и 30 лет назад. О покорных женщинах, властных мужчинах, просмотре порнографии, метлах и дискриминации дам-ученых рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Мужчины продолжают доминировать

Несколько лет назад в интернете обрела популярность картинка с изображением десяти веников, стоящих у стены, и надписью «Кто сказал, что женщины не могут парковаться?». Такие картинки, поднимающие тему сексизма, постоянно собирают огромное количество «лайков», а еще — провоцируют женщин, верящих, что настало время распрощаться с гендерными стереотипами, оставлять гневные комментарии.

Женщины возмущаются не зря: как выяснили американские ученые, современное общество остается таким же сексистским, как и 30 лет назад. С текстом исследования можно ознакомиться в научном журнале Psychology of Women Quarterly.

В эксперименте группы психологов из Нью-Джерси приняли участие около 200 студентов, которым предлагалось определить, какие черты характера больше свойственны мужчинам, какие — женщинам, а какие типичны для представителей обоих полов. Кроме того, респондентам нужно было указать, какие профессии они считают подходящими для сильного пола, а какие — для слабого.

Точно такой же эксперимент проводился среди студентов в 1983 году — и исследователи хотели сравнить, как борьба с сексизмом, активно ведущаяся во многих странах мира, повлияла на отношение к гендерным стереотипам.

Однако ученые с удивлением обнаружили, что в обществе продолжают жить те же самые представления о мужчинах и женщинах, что и более 30 лет назад.

По мнению и сегодняшних участников эксперимента, и респондентов конца прошлого века, дамам свойственна «зависимость от мнения окружающих», «склонность к тщательному планированию будущего» и «привязанность к дому». Более того, женщины рассматриваются как «нежные», «мечтательные», «романтичные», «эмоциональные» и, к недовольству феминисток, — «слабые», «зависимые», «покорные».

Мужчины же считаются «сильными», «смелыми», «склонными к доминированию», «властными» и «независимыми».

Сексизм и культурное отставание

Указали респонденты и отрицательные качества представителей двух полов: девушки видятся им «пассивными», а парни — «ленивыми» и «неорганизованными». В наши дни люди продолжают верить, что «чинить машину» — это обязанность мужчин, а «готовить обеды» — удел женщин. «Несмотря на то что с момента прошлого исследования прошло 30 лет, гендерные стереотипы не претерпели практически никаких изменений, — комментируют авторы исследования. — В обществе продолжают жить те же самые представления о «мужских» и «женских» профессиях, чертах характера, физических характеристиках.

Кстати, исследование показало, что стереотипы о том, какой должна быть девушка, только усилились».

Важно, что и в старом, и в новом экспериментах принимали участие как мужчины, так и женщины.

Авторы исследования заявляют, что с гендерными стереотипами необходимо бороться — особенно учитывая тот факт, что женщины занимают все больше должностей, которые ранее рассматривались как «мужские», а во многих семьях мужья не брезгуют готовить, мыть посуду и стирать белье. По словам ученых, живучесть стереотипов объясняется «культурным отставанием» и категоричностью, которая присуща многим людям.

Сексизм — тема, интересующая многих ученых. Так, недавно датские специалисты выяснили, что мужчины становятся сексистами из-за просмотра порнографии.

Ученые также отметили, что степень сексизма всегда напрямую связана с уровнем сексуального возбуждения. А вот американские эксперты пришли к выводу, что укоренению гендерных стереотипов способствует раздельное обучение девочек и мальчиков. «Раздельное обучение легитимизирует сексизм на институциональном уровне», — считают ученые.

«Ее лекция была поверхностной и необъективной»

С сексизмом сейчас активно борются во многих странах мира — например, западные женщины активно выступают против так называемого эффекта Матильды. «Эффект Матильды» — это дискриминация девушек в сфере науки. Термин назван по имени Матильды Джослин Гейдж — активистки, первой заговорившей об ущемлении женщин в науке. Феминистки любят вспоминать, что женщина-ученый Фрида Робшейт-Роббинс в течение 30 лет работала с физиологом Уиплом, была соавтором практически всех его публикаций — и тем не менее не разделила с ним Нобелевскую премию в 1934 году. Совместно с Уиплом эту премию получили мужчины-ученые, работавшие в другом институте.

Другой яркий пример — английский биофизик и ученый-рентгенограф Розалинд Франклин, чьи снимки послужили основанием для выводов о структуре ДНК, сделанных и опубликованных впоследствии в журнале Nature работавшими в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета Джеймсом Уотсоном и Фрэнсисом Криком.

«Эффект Матильды» выражается также в том, что мужчины-ученые цитируются гораздо чаще, чем женщины. Именно с представителями сильного пола хотят иметь дело научные журналы и научно-популярные телешоу.

Кстати, по статистике, женщины-ученые получают более низкие оценки на защите кандидатских диссертаций.

«Проблема гендерного неравенства существует в научном мире, — прокомментировал отделу науки «Газеты.Ru» доцент Школы философии НИУ ВШЭ Кирилл Мартынов. — Около 70% профессоров на ключевых позициях во всем мире — это мужчины. Любопытно, что, по статистике, меньше всего женщин-профессоров в философии — это консервативная дисциплина, и в общественном сознании образ философа продолжает ассоциироваться с бородатым лектором.

Научный авторитет — это одна из разновидностей политического авторитета, и именно на примере науки можно понять, что такое патриархат.

Исследования показывают, что одни и те же тезисы, озвученные преподавателем-мужчиной и преподавателем-женщиной, воспринимаются смешанной аудиторией по-разному.

Мужчина выглядит более авторитетным, более респектабельным, к нему чаще готовы прислушиваться. А про женщин-лекторов студенты часто говорят: «Ее лекция была поверхностной и необъективной». В компетентности женщин-лекторов сомневаются намного чаще, чем в компетентности профессоров сильного пола».