Кого слушает президент

Почему от 3D-фильмов болит голова

Как выявить вызывающие головную боль сцены в 3D-фильмах

Григорий Колпаков 29.02.2016, 17:22
Shutterstock

Разработано программное обеспечение, которое позволит находить в 3D-фильмах сцены, вызывающие у зрителей головную боль. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, почему чаще всего голова болит от фильмов ужасов и как создается «объемная» картинка.

Многие из нас хотя бы раз в жизни ходили в кинотеатр на просмотр 3D-фильма и, вполне вероятно, испытывали при этом некоторый дискомфорт — головную боль, боль в глазах, тяжесть в зоне лба. Согласно статистике, подобные проблемы не редкость. В 2011 году французские исследователи провели опрос, пытаясь понять, как люди чувствуют себя после просмотра 3D-фильмов. Выяснилось, что

только треть зрителей смотрит подобные фильмы, не испытывая никаких проблем, 27% испытывают «определенный дискомфорт», 22% жалуются на ухудшение самочувствия, 7% испытывают сильную головную боль,

остальные 11% тоже отмечают симптомы ухудшения самочувствия, но уже по другим причинам.

Эта головная боль представляет собой реакцию мозга на «неправильные» картинки, одновременно приходящие на оба глаза. Чтобы зритель увидел картинку в объеме, нужно, чтобы правый и левый глаз, смотря на экран, видели разные изображения, а мозг должен совместить их для получения стереоэффекта. В этом мозгу помогают специальные очки, которые выдаются зрителям на входе в кинозал. Принцип работы этих очков зависит от того, каким способом был произведен фильм. Объемный эффект может достигаться за счет использования разного (для правого и левого глаза) цветового кодирования изображений, попеременной демонстрации изображений на экране с очень высокой частотой, а также за счет использования линейной поляризации — именно она применяется в технологии IMAX 3D.

Впрочем, успешно совместить две картинки у мозга получается не всегда — именно в этом случае у человека и начинается головная боль.

Исследовательская группа под руководством старшего научного сотрудника лаборатории компьютерной графики МГУ Дмитрия Ватолина более восьми лет занимается изучением проблемы головной боли, возникающей после просмотра 3D-фильмов. В середине февраля о результатах этого исследования ученый рассказал на проходившей в Сан-Франциско 27-й ежегодной конференции Stereoscopic Displays & Applications, одной из самых престижных в мире конференций, посвященных этой теме.

Ученые сгруппировали причины, приводящие к головной боли (всего их более 15), в две категории. Первая категория объясняется в первую очередь естественным стремлением владельцев уменьшить затраты, что неизбежно приводит к снижению качества стереопоказов. Плохие очки, дешевые проекторы и другое оборудование ненадлежащего качества резко снижают качество самого фильма.

Причины второй категории более сложны, разнообразны и пока, к сожалению, не всегда доступны для исправления или недопущения. Среди них самый болезненный для зрителя (но, к счастью, один из самых редко встречающихся) «прокол» —

перепутывание правого и левого видеосигналов, иногда случающееся при монтаже даже высокопрофессионально сделанных фильмов.

Ученые разработали специальное программное обеспечение — метрику, — позволяющее отслеживать проблемы подобного рода, при этом минимизируя время технического контроля за качеством фильмов. С помощью этой метрики исследовательская группа отсканировала почти всю видеопродукцию, выпускаемую на Blue-ray-дисках, и составила статистику этих проблем. Всего с помощью метрики было проанализировано 105 стереодисков Blu-ray, при этом в 23 фильмах было обнаружено 65 проблемных сцен. Так, подобные казусы с перепутыванием ракурсов были обнаружены даже в таких высокорейтинговых фильмах, как «Аватар», «Хроники Нарнии», «Сталинград» и прочих.

«Это означает, — рассказывает Дмитрий Ватолин, — что при покупке 3D-фильма на Blu-ray-диске вы с вероятностью 21% купите фильм, в котором будет хотя бы одна сцена с проблемой перепутанных ракурсов. Для чувствительных людей это уже заметно».

Большое количество этих и других проблем, утверждает Ватолин, было обнаружено в фильмах ужасов, что объясняется малыми бюджетами таких фильмов. «Стереофильмы переживают сейчас переходный период, — комментирует ученый. — Кинопродюсеры все чаще начинают предпочитать стереоформат, это стало особенно массовым явлением после ошеломительного финансового успеха «Аватара». И, разумеется, качество самих фильмов и качество оборудования кинотеатров со временем улучшается, и уже сейчас качество в среднем выше, чем было у «Аватара», но на существенное уменьшение проблем может уйти еще два-три года. А если вы хотите качественного 3D сейчас, то выбирайте высокобюджетные фильмы и залы с дорогим оборудованием. Желаю всем поменьше головной боли!»