Как взвесить энергию вакуума

Обзор самых интересных астрономических работ за ноябрь

Совершен прорыв в физике приливного разрыва и открыты несколько необычных сверхновых. «Газета.Ru» представляет обзор самых интересных астрономических работ за ноябрь.

Мелодичное обозначение и супергалактики

Авторы рапортуют об открытии и исследовании гигантских спиральных галактик. Самая большая из них имеет диаметр 134 килопарсека и мелодичное обозначение 2MASX J16394598+4609058. Находится она на z=0.25. Светимости таких галактик порядка светимостей ярчайших эллиптических галактик в скоплениях. Звездные массы доходят до 350 млрд. масс Солнца. Самая близкая спиральная супергалактика находится на z=0.089.

Темп звездообразования составляет десятки масс Солнца в год. Авторы предсказывают, что это прародители гигантских линзовидных галактик.

Ничего не подходит

Авторы представляют открытие нескольких необычных сверхновых. Эти события отличаются очень быстрым ростом светимости, которая превосходит типичную светимость сверхновых, но не дотягивает до сверхмощных. Обсуждается несколько возможных объяснений этого явления, но никакие не подходят.

С открытой лицензией

Это книга. Она существует в рамках проекта Open Astrophysics Bookshelf. Пока работ там немного, но идея любопытная. Собственно, с проектом-то всем и предлагается ознакомиться. Это попытка сделать книги с открытой лицензией.

В книге есть все: и теория, и данные наблюдений, и задачи с разбором. Начинается все с межзвездной среды, а доходит аж до образования планет.

Описываются протозвездные диски и истечения, обсуждается начальная функция масс, рассматривается образование разных типов звезд в разном окружении и темпы звездообразования. И т.д., и т.п.

Послушать о радиовсплесках

Авторы не просто представляют новые быстрые радиовсплески, но и показывают, что они могут содержать два импульса. Это ставит серьезные
проблемы перед рядом моделей, в первую очередь перед катастрофическими моделями с коллапсом и тп. А вот модель с гигантскими вспышками магнитаров (которую мы предложили в 2007 году) вполне подходит. Об этом говорится и в другой свежей статье.

Подробнее о быстрых радиовсплесках можно будет послушать тут.

В поисках волн

Поиск гравволн с помощью пульсарных наблюдений является архиактуальной тематикой. Работает несколько проектов в этой области. Уже ставятся интересные пределы. Поэтому большой обзор выглядит более чем уместным.

Оценки показывают, что в ближайшие лет 5 пульсарные проекты смогут увидеть шум от популяции двойных сверхмассивных черных дыр. Или же придется что-то менять в моделях эволюции этих объектов.

Радио и джеты

Впервые удалось зарегистрировать радиоизлучение от приливного разрыва звезды сверхмассивной черной дырой. Все модели предсказывали, что после разрыва должен возникать джет. А где джеты — там и радио. Но почему-то никак не удавалось все это увидеть. И вот — смогли.

Это довольно важно, т.к. по физике приливного разрыва есть еще масса вопросов.

В заключение несколько не чисто астрофизических статей.

Вакуум и его поведение

Авторы работают над интересным экспериментом по изучению свойств вакуума. Пока речь идет о прототипе. Но он уже одобрен. Так что это не просто упражнения на бумаге.

Идея состоит в изучении поведения вакуума в казимировской полости. В эксперименте будет «взвешиваться» энергия вакуума при изменении свойств полости. Качественное изменение свойств полости будет достигаться тем, что пластины будут переходить в сверхпроводящее состояние. Это должно приводить к изменению энергии вакуума внутри полости. Далее надо измерить изменение силы, составляющее примерно 10-16 Ньютонов.

Прототип будет создан для исследования методов и материалов.

Так что, даже если ничего в итоге не получится с вакуумом, люди научатся делать интересные технические «штучки».

В любом случае, настоящих измерений пока придется подождать.

Замена Хиршу

Авторы полагают, что индекс Хирша не слишком хорош, т.к. скорее работает в пользу средненьких ученых (в самом деле, добраться до 20 не так уж сложно в ряде областей, и разница между 10 и 20 крайне велика, а вот дальше двигаться трудно, и индекс не слишком хорошо отражает, что часто 37 гораздо круче 33, например).

Поэтому они предлагают свой индекс.

Новый индекс выглядит так: корень квадратный из произведения индекса Хирша на число цитирований самой цитируемой работы.