Бедные не хотят учиться

Общедоступность образования не способствует равномерному развитию общества

Мария Мартьянова 04.12.2015, 08:44
Shutterstock

Бесплатное онлайн-образование не привлекает людей из низших слоев общества, выяснили американские ученые. Отдел науки «Газеты.Ru» разбирался, почему доступность информации в интернет-ресурсах не способствует равномерному развитию разных слоев населения.

В течение почти ста последних лет развитие технологий обещает нам, что новые разработки смогут устранить информационный разрыв между более и менее привилегированными слоями общества. В 1930-е годы речь шла о радио, в 1960-е — о телевидении, в 2010-е — об интернет-ресурсах и их возможностях. Но вопрос о том, действительно ли способны новые технологии устранить подобное неравенство и сделать уровень образования общества более равномерным, до сих пор является открытым.

Одна из целей бесплатных образовательных онлайн-курсов Massive Open Online Courses (MOOC) — ликвидация различий между уровнем образования людей из разных слоев общества. Ученые Джон Хансен и Джастин Рич провели ряд исследований, доказывающих, что на самом деле подобные курсы не способны справляться с этой задачей.

Их работа показала, что возможностью обучаться по доступным всем ресурсам пользуются в основном люди из более высоких социальных классов, то есть те, кто и так уже получил традиционное очное образование.

Более подробно с текстом статьи можно ознакомиться в журнале Science.

Используя данные 68 дистанционных курсов, предложенных Гарвардом и Массачусетским технологическим институтом в период с 2012 по 2014 год, ученые обнаружили, что большая часть участников курсов проживает в районах с более обеспеченным и образованным населением, чем среднестатистические жители США. Чаще всего регистрировались на курсы, проходили обучение и получали сертификаты студенты высших учебных заведений, при этом большинство из них принадлежали к семьям с высоким социальным статусом. Кроме того, по данным MOOC, участниками курсов чаще становились подростки и взрослые, связывающие свою жизнь и карьеру с наукой, технологиями и инженерией.

В данное исследование были включены данные о 164 198 американцах в возрасте от 13 до 69 лет. Чтобы определить социально-экономический статус обучающихся, исследователи использовали три критерия: уровень образования родителей, средние показатели дохода в районе проживания, средний уровень образования в районе проживания.

Результаты работы показали, что

люди, проживающие в более развитых районах Соединенных Штатов и имеющие высокий уровень образования и хороший доход, с большей вероятностью будут участвовать в подобных программах.

Эти тенденции были особенно сильны среди подростков, на которых ученые возлагали самые большие надежды, считая, что такая возможность улучшения образования помогла бы молодежи из малообеспеченных слоев населения подняться выше и изменить свой социальный статус.

По словам авторов статьи, бесплатные образовательные онлайн-курсы MOOC всего лишь одна из многочисленных возможностей дистанционного обучения и полученные данные не могут быть обобщены для всех открытых образовательных ресурсов в полной мере. Тем не менее результаты данного исследования вызывают озабоченность исследователей тем, что MOOC и аналогичные программы могут усугубить диспропорции, связанные с социально-экономическим статусом людей, вместо того чтобы их уменьшить.

При этом данные исследования нельзя считать неожиданными: среди специалистов давно существует мнение, что уровень образования и дохода родителей влияет на развитие их детей.

Ранее учеными было доказано, что

уровень дохода родителей влияет на формирование и развитие структур мозга ребенка. Исследования в данной области показали, что площадь поверхности некоторых областей головного мозга, отвечающих за успешное обучение, существенно отличается у детей из обеспеченных и малоимущих семей.

Другая работа, опубликованная в журнале Child Development, продемонстрировала: дети, живущие в семьях с холодными эмоциональными отношениями и низким уровнем дохода, склонны к задержкам в когнитивном развитии.

Группа ученых из Университета Рочестера исследовала 201 финансово неблагополучную семью, состоящую из матери и ребенка.

В семьях, где царила финансовая нестабильность и враждебная атмосфера, а матери не работали и грубо обращались с детьми, у последних отмечались нарушения в уровне гормона стресса кортизола. У детей как с низким, так и с высоким уровнем кортизола ученые выявили снижение когнитивных способностей.

«Исследователи предполагают, что слишком высокий уровень кортизола может быть токсичен для тех частей мозга, которые отвечают за когнитивные функции. Недостаток кортизола, в свою очередь, мешает организму активизировать ресурсы для оптимального когнитивного развития», — комментировали авторы работы. Помимо этого, как утверждают психологи, уровень образования родителей также накладывает отпечаток на развитие их детей, создавая определенный потолок, выше которого ребенок не сможет перепрыгнуть. Все это непосредственно снижает потенциальный уровень образования людей, выросших в более низких слоях общества, и, возможно, также способствует их меньшей заинтересованности в получении образования.

В дальнейшем исследователи планируют изучать причинно-следственные связи между средой и уровнем образования человека. Возможно, им удастся найти новые пути решения данной проблемы.