Нужно ли вернуть Плутон в планеты

Ученые предложили новый метод определения планет

Стоит ли возвращать Плутону утраченный статус планеты и как не глядя отделить планеты от всего другого, разбирался отдел науки «Газеты.Ru».

С 1995 года, когда астрономом Мишелем Майором была обнаружена первая внесолнечная планета, число найденных экзопланет достигло двух тысяч. Несмотря на это, ученые до сих пор не пришли к одинаковому пониманию, какие же тела Солнечной системы и других звездных систем мы можем называть планетами.

А недавние открытия, сделанные космическим зондом NASA New Horizons, заставили некоторых ученых засомневаться в правильности решения Международного астрономического союза, который в 2006 году разжаловал Плутон из планет в карликовые планеты. Так, лишь рассмотрев Плутон вблизи, астрономы выяснили, что он может быть больше другой карликовой планеты Эрида и даже проявляет или проявлял в недавнем прошлом вулканическую активность.

К этому моменту петицию за возвращение Плутону статуса планеты подписали более 6 тыс. человек.

По мнению многих астрономов, нынешнее определение планеты, принятое в 2006 году, является размытым и относится только к телам Солнечной системы. А раз мы не имеем точного определения для ближайших планет, в будущем астрономы столкнутся с трудностями при классификации планет у других звезд.

«Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца, достаточно массивное, чтобы собственная гравитация придавала ей округлую форму и оставляла и имеющее вблизи своей орбиты «пространство, свободное от других тел», — говорится в современной трактовке понятия планеты.

Однако каждый из этих критериев может быть формализован и проверен математически, что исключит неопределенность, считает профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Жан-Люк Марго, который на днях предложил новый метод определения планет.

На ежегодной встрече Американского астрономического общества он предложил способ, позволяющий отделять планеты от других тел не только в Солнечной системе. «Чтобы определить, является ли планетой новый объект, вовсе не нужен телепорт», — пояснил Марго. Чтобы выяснить природу объекта, в общем случае необходимо знать лишь три параметра —

массу звезды, вокруг которой она вращается, массу планеты и орбитальный период.

В отличие от нынешнего определения, которое ссылается на умозрительную способность планет «вычищать свою орбиту», тест Марго дает характерное время, за которое та или иная планета притянет к себе все малые тела, вращающиеся на ее орбите.

«Простой показатель может быть использован, чтобы определить, может или нет планета вычистить свою орбиту за характерный период времени — например, время жизни ее звезды на Главной последовательности», — поясняет автор в своей статье, принятой к публикации в Astronomical Journal.

По его словам, предложенный метод позволяет моментально классифицировать 99% известных экзопланет.

При этом по критерию Марго планетами должны остаться восемь планет Солнечной системы, Плутон же, равно как Эрида и Церера, остаются карликовыми планетами.

«Разница между планетами и непланетами поразительна. Есть фундаментальные отличия в том, как эти тела формируются, и простая классификация их дает много новой информации о мире», — считает Марго.

В своей работе Марго также доказал, что, если довольно массивное тело при формировании смогло вычистить свою орбиту, оно просто обязано иметь круглую форму. «Если тело достаточно массивное, чтоб очистить свои окрестности, его массы достаточно, чтобы преодолеть силы сопротивления и обрести примерно круглую форму», — считает астроном. В случае с экзопланетами это важно, поскольку современные инструменты не позволяют напрямую различить формы планет рядом с другими звездами.

Однако существующие наземные и космические телескопы почти всегда позволяют найти всего три параметра, необходимых для выполнения критерия Марго.

Международный астрономический союз пока не получал предложений по изменению определения планет. Об этом «Газете.Ru» рассказал заявил Пьеро Бенвенути, генеральный секретарь организации. «Возможность расширения определения планет на внесолнечные системы может быть рассмотрена в будущем, когда будет собрано больше данных об этих системах», — рассказал астрофизик.

Как классифицировать планеты, вращающиеся не у одной, а сразу у двух звезд, или те, что летают вовсе без звезд в космическом пространстве, предстоит решить в будущем. А пока астрономы доказывают, что открываемые миры оказываются гораздо необычнее, чем считалось ранее. Об одном таком открытии недавно сообщили польские астрономы. Ими обнаружена группа объектов, расположенных в 1600 световых годах от Солнца.

Группа состоит из двух коричневых карликов («недозвезды», на которых не зажглись термоядерные реакции), причем вокруг одного из них вращается другой объект массой в 70% массы Земли.

Малый объект, который, скорее всего, напоминает Венеру, вращается вокруг коричневого карлика на расстоянии орбиты Меркурия, совершая оборот за 19 месяцев.

Причем массы карлика и планеты относятся так же, как масса Солнца и Урана или, например, Юпитера и его спутника Каллисто. Это убеждает ученых в том, что процессы образования планет и их спутников из газопылевых дисков могут работать одинаково на разных масштабах.