Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Когда писать SMS опасно

Ученые выяснили, как написание SMS влияет на походку и вождение

Люди, которые пишут SMS на ходу, неопасны для окружающих, выяснили британские ученые. Под влиянием этой работы отдел науки «Газеты.Ru» попробовал пойти дальше и выяснил, что известно ученым про пишущих SMS водителей.

SMS и хождение

Международная группа исследователей решила выяснить, как меняется походка у тех, кто «сидит» в телефоне на ходу, а также научно доказать их опасность для окружающих. Для этого они спроектировали маршрут, на котором разместили специально изготовленные препятствия, включающие фигуры людей, бордюрный камень и ступени. Участники опыта должны были пройти экспериментальный путь, выполняя определенные задания на внимательность. Ученые же с помощью системы трехмерного анализа движений измеряли, как меняются скорость, длина и частота шага, а также характер преодоления препятствий.

В исследовании приняли участие три группы испытуемых, в каждую из которых вошли десять человек в возрасте от 18 до 50 лет. Участники первой (контрольной) группы проходили маршрут без дополнительных заданий. Вторая группа отвечала на стандартные вопросы посредством SMS. Испытуемые из третьей группы решали математические задачи с помощью мобильного приложения AB Math Lite 5.3. Эксперимент был проведен на базе Техасского университета A&M и Университета Бата в Англии, а результаты работы были опубликованы в рецензируемом научном журнале PLоS One.

Непредсказуемые и противоречащие здравому смыслу результаты ученые, к сожалению, не получили. Как и ожидалось, те, кто писал сообщения и решал математические задачи, проходили маршрут на 26% медленнее, чем те, кто не отвлекался. Однако обнаружилась и менее тривиальная закономерность. В сравнении с первой группой пишущие SMS обходили препятствия на большем расстоянии, а перешагивая через барьеры, выше поднимали ноги.

Предположение, что они опаснее для прохожих, не подтвердилось. Написание SMS никак не влияло на то, как часто люди спотыкались, падали или врезались в других.

По мнению ученых, замедление походки и размашистые движения компенсируют ослабленный визуальный контроль и невнимательность, помогая не наталкиваться в толпе на прохожих.

«Многие думают, что изменение походки повышает вероятность того, что человек споткнется, но наши исследования этого не подтвердили. Тот, кто пишет на ходу, двигается осторожнее. Своеобразная походка сводит на нет риск с кем-то столкнуться», — отмечают авторы исследования.

SMS и вождение

Отдел науки «Газеты.Ru» решил не останавливаться на достижениях американских и британских ученых и выяснил, насколько опасно писать SMS во время вождения.

По разным данным, от 6 до 23% всех аварий вызвано использованием мобильного телефона.

13% водителей в возрасте от 18 до 20 лет признаются, что во время аварии писали SMS или разговаривали по телефону. 20% водителей заявили, что сидят в интернете во время вождения. Как сообщает Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union), только в США

1,6 млн автокатастроф ежегодно связано с написанием SMS и телефонными разговорами во время вождения.

В 2010 году Эдди Алтерман, редактор американского автомобильного журнала Car and Driver, на собственном опыте показал, что писать за рулем гораздо опаснее, чем, например, водить в нетрезвом виде. Эксперимент провели на пустой взлетной полосе. Пьяный Альтерман разогнался до 110 км/ч (70 миль/ч) и затормозил. Тормозной путь при этом по сравнению с обычным увеличился на 1,2 м (4 фута). После этого провели еще две серии экспериментов, в которых уже трезвый Альтерман вновь разгонялся и сначала читал электронные письма, а затем писал сообщения. В первом случае тормозной путь увеличился на 11 м (36 футов), а во втором на 21 м (70 футов).

Группой, наиболее подверженной риску аварий из-за SMS, считаются подростки. По данным исследований, проведенных одной из крупнейших телекоммуникационных компаний AT&T, 97% тинейджеров, имеющих водительские права, уверены, что SMS за рулем опасны. Но при этом 73% опрошенных пишут сообщения во время вождения. Вызванные этим аварии отмечаются как наиболее частая причина смертности среди молодых людей.

Большинство стран борются с пагубной привычкой разговаривать по телефону во время вождения с помощью штрафов. В России штраф за телефонные разговоры за рулем без использования гарнитуры составляет 1,5 тыс. руб. По данным ГИБДД,

в первом полугодии 2015 года общая сумма штрафов за разговоры по мобильному составила 63 млн руб. Штрафниками стали 42 568 человек.

В начале июля заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев предложил ужесточить наказание и повысить штраф до 5 тыс. руб.

Загрузка