Кредитка и Facebook расскажут всё

Личность человека можно выяснить с помощью информации о нескольких покупках с кредитной карточки

Павел Котляр 30.01.2015, 15:30
iStockphoto

Оплата пиццы кредитной карточкой в магазине и привычка постить в Facebook могут рассказать о человеке больше, чем его паспорт. К такому выводу пришли ученые, отследив безналичные покупки и интернет-активность миллиона человек.

Простая информация о том, где и когда вы совершили всего несколько покупок, может дать злоумышленникам данные о вашей личности, даже если им не известны ваши имя, фамилия, адрес и другая персональная информация.

К такому выводу пришли ученые из Массачусетского технологического института, которые в качестве эксперимента по крупицам собирали сведения о покупателях на основе транзакций кредитных карт. Для этого они собрали данные о покупках, сделанных 1,1 млн людей в 10 тыс. магазинов в одной неназванной стране, входящей в Организацию экономического сотрудничества и развития, в которую Россию пока принимать не хотят.

Используя специальные алгоритмы, а также время и место четырех покупок, ученые смогли выявить 90% охваченных исследованием людей только по характеру совершения ими этих покупок.

«Мы разработали способ, чтобы узнать, какая информация нужна, чтобы выявить отдельного человека, — то есть какая минимальная информация нужна, чтобы выделить вас из толпы. Это касается фундаментальных ограничений обезличенных данных», — пояснил дата-аналитик Ив-Александр де Монжуа, автор исследования.

Обезличенная база данных создавалась в течение трех месяцев на основе сведений, предоставленных одним из банков. Каждая транзакция сопровождалась информацией о времени, дате и привязкой к конкретному магазину. И даже имея такие обрывки информации, говорят ученые, они смогли охарактеризовать покупательские привычки отдельных людей. «Мы сделали все необходимое, чтобы выделить человека в базе данных, но не пытались присвоить ему определенное имя», — пояснил де Монжуа.

После выявления потребительских привычек аналитик может вычислить имена и фамилии конкретных покупателей, сопоставляя данные, которые пользователи беззаботно оставляют в Facebook, Twitter, Linkedin, «чекинясь» в Foursquare.

Результаты исследования наглядно показали, что большинство людей, ведя привычный образ жизни городского человека, оставляют куда больше цифровых следов, по которым их можно вычислить, — начиная от покупки пиццы и даже возврата пары джинсов и заканчивая простым постом в Facebook, — чем себе представляют. В одних США, напоминают ученые в статье, опубликованной в журнале Science, 60% покупок совершается кредитными картами, а оплата услуг с мобильных устройств достигает объемов в $1 трлн.

Разработанная техника может представлять интерес для исследовательских компаний, рекламщиков, ритейлеров и торговых ассоциаций, которые создают и покупают огромные массивы данных для отслеживания клиентов и улучшения таргетированной рекламы.

«Торговцы данными, которые собирают и продают огромные массивы информации наподобие этой, могут использовать тысячи элементов данных, чтобы выявить отдельных граждан», — считает Джозеф Холл, глава Центра демократии и технологии, не участвовавший в исследовании.

Результаты, полученные учеными МТИ, обещают подлить масла в огонь дебатов, особенно в США, о правительственных программах слежки, в рамках которых может осуществляться сопоставление метаданных мобильных операторов и информации об операциях с кредитками.

«Мы воспринимаем метаданные как почти не несущие смысла, однако выясняется, что они говорят о многом. Маленькие кусочки данных вкупе с теми обрывками, что мы оставляем в других местах, создают полный портрет», — считает специалист по кибербезопасности Сьюзан Ландау.

Так, в ноябре 2014 года компания Uber, предоставляющая сервис вызова частных такси, сопоставила данные о ночных поездках своих клиентов в крупных городах с криминальной хроникой, чтобы вычислить вероятность посещения ими проституток. А в 2013 году ученые из Кембриджского университета выяснили, что характер «лайков», которые ставят пользователи Facebook, говорит о политических и религиозных взглядах, отношении к наркотикам, разводам и о сексуальных привычках людей.