Память чувств непостоянна

Ученые показали, как сделать плохие воспоминания хорошими

Нейрофизиологи научились делать плохие воспоминания хорошими. Пока практический опыт осуществлен только на мышах, но этой работой ученые подвели научную базу под работу психотерапевтов, которые лечат фобии и постстрессовые расстройства.

На нашу память полагаться нельзя, нам только кажется, что мы в точности помним события, которые с нами происходили. Но, во-первых, как показали ученые, память искажается при любом воспоминании, так как в этот момент происходит стирание и перезапись информации (как на жестком диске компьютера).

Во-вторых, со временем может поменяться эмоциональная окраска воспоминаний. Хорошие воспоминания могут стать плохими и наоборот.

Например, как пишут авторы комментариев в Nature, приятные воспоминания о первом романтическом свидании могут вызвать раздражение после того, как отношения разладились; любимые пейзажи морского побережья могут причинить боль, если в этом месте утонул ваш близкий человек, и т.п. Память остается, но меняет знак с плюса на минус.

Как мозг это делает, ученые до сих пор не знали. Но в этом же выпуске Nature опубликована статья, в которой японские и американские нейрофизиологи разобрались в мозговом механизме, связывающем память с эмоциями, и сумели поменять эмоциональное восприятие одного и того же места.

Память представляет собой образ прошлых событий, закодированный в мозгу в виде сети нейронов.

Когда эти нейроны возбуждаются и испускают пачки электрических импульсов, мы вспоминаем то, что было.

Ключевую роль в формировании памяти играет подкорковая область мозга – гиппокамп. Именно в сети нейронов гиппокампа хранится памятный след (энграмма). Чувствами память наделяет миндалевидное тело, или амигдала, это область мозга, отвечающая за радость, гнев, печаль и другие эмоции. На этом уровне мозг различает воспоминания, вызывающие удовольствие, и те, которые причиняют боль, стыд, страх.

«И гиппокамп, и амигдала участвуют в формировании следа памяти, — объясняет Роджер Редондо, первый автор статьи. — Мы хотели проверить, может ли след памяти поменять эмоциональную окраску».

Эксперименты были проведены группой Судзуми Тонегавы, нобелевского лауреата по физиологии и медицине 1987 года, основателя Института обучения и памяти Массачусетского технологического института (MIT). Профессор Тонегава известен своими работами по изучению памяти с использованием новейшего метода оптогенетики. Так, а одной из последних работ, о которой писала «Газета.Ru», нейрофизиологи показали, как наша память может нас обманывать. Они заставили мышей вспомнить то, чего на самом деле не было.

В данных экспериментах также был использован метод оптогенетики. Суть его состоит в том, что определенные нейроны мозга возбуждают светом, идущим по вживленному оптоволокну. Но для этого геном мышей или крыс изменяют таким образом, чтобы в нейронах синтезировался светочувствительный белок «канальный родопсин».

Свет, поступающий по оптоволокну, возбуждает этот белок, и нейроны выдают электрические импульсы.

У таких генетически модифицированных мышей исследователи вырабатывали память на очень плохое либо на очень хорошее. Одну группу мышей в тренировочной камере били электрическим током, поэтому мыши начинали ее избегать. Другой группе мышей-самцов в этой камере устраивали свидание с самками, поэтому те в нее стремились. При формировании памяти у тех и других мышей активировались нейроны в гиппокампе и амигдале. В проверочном тесте меченые нейроны мышей возбуждали светом. Этого было достаточно, чтобы животные вспомнили то, что происходило с ними в камере.

Мыши, которых били током, избегали опасной камеры, а мыши, которым устраивали свидание с самками, стремились в нее.

На следующем этапе ученые попробовали поменять мышам хорошую память на плохую и наоборот. Для этого они первую группу мышей допустили к самкам и в этот момент возбудили светом их нейроны. Вторая группа, наоборот, получила вместо самок удар током, опять же вместе с активацией нейронов. Важно, что при этом мышей не сажали в тренировочную камеру.

Камера появилась на сцене снова во время последнего теста. И оказалось, что эмоциональная окраска памяти на камеру у мышей поменялась.

Первая группа, которая воспринимала ее как опасную (их в ней били током), теперь в нее стремилась. Вторая группа, для которой камера была комнатой свиданий, стала ее избегать.

Итак, заключили исследователи, можно внешним воздействием переключить память о каком-то событии на другие эмоции, чтобы она перестала быть травмирующей. Это открытие подводит научную базу под практику психотерапевтов, которые избавляют людей от фобий и лечат посттравматические стрессовые расстройства. Теперь ученые показали, на каких мозговых механизмах основана такая психотерапия.